Поведение и эмоции водителя, держащего мобильник у уха, с горячностью обсуждаются как сторонниками, так и противниками использования телефонной связи за баранкой машины. Споры сопровождаются «правдивыми историями», примерами «из жизни» и ссылками на «беспристрастную» статистику, которая призвана подтвердить правоту каждой из сторон.
Поиском взаимосвязи между разговорами по телефону во время вождения и дорожной безопасностью уже давно занимаются исследовательские центры США и Западной Европы. По данным Австрийского клуба дорожного движения VCO Studio, во время разговора по мобильному реакция трезвого водителя хуже, чем в случае, если бы он выпил две-три кружки пива. По данным Университета штата Юта (США), во время разговора по мобильнику происходит так называемое старение молодых водителей: скорость их реакции снижается до показателей шестидесятилетних автолюбителей.
Наиболее опасными во время вождения признаны чтение и набор SMS, считывание информации о входящих звонках и обдумывание ответов на вопросы собеседника. Очень опасны «шоковые» звонки, когда водитель получает слишком радостное или, наоборот, печальное известие. По мнению психологов, во время телефонного общения с партнерами по бизнесу водитель переключает до шестидесяти процентов внимания. Разговор по мобильному чаще всего приводит к превышению скорости, сокращению безопасной дистанции, нарушению дорожной разметки и предписаний предупреждающих знаков.
Причем наблюдения показывают, что наушники hands-free не уменьшают опасность. Эксперимент, проведенный исследователями университета штата Юта, показал, что говорившие по телефону в автомобиле, в том числе и с hands-free, с запозданием нажимали на педаль тормоза, увидев красный свет светофора, или вовсе не успевали это сделать. Их время реакции превышало показатели тех, кто менял кассеты в автомагнитолах, искал новую волну в радиоприемнике или прикуривал сигару.
Чтобы снизить количество аварий, которые происходят из-за разговоров по телефону, в законодательстве многих стран предусмотрены жесткие наказания для водителей. В Соединенных Штатах штраф за телефонный разговор во время движения составляет сто долларов, в Великобритании за набор и чтение SMS водитель заплатит тысячу фунтов стерлингов и получит шесть штрафных баллов в водительской лицензии, в Сингапуре такое нарушение обойдется в пятьсот восемьдесят восемь долларов (на первый раз) или может закончиться шестимесячным тюремным заключением.
И все же водителям не стоит обольщаться насчет полной безопасности пользования сотовыми телефонами на ходу. Особенно в наших условиях. Ведь большинство западных автолюбителей пользуются машинами с автоматической коробкой передач, а потому имеют «лишние» руку и ногу, не занятые в процессе управления транспортным средством. Да и ездят они по дорогам, качество которых зачастую не идет ни в какое сравнение с тем, что принято именовать проезжей частью у нас. Попытка же управлять десяти-пятнадцатилетним четырехколесным чудом техники, сжимая в руке телефон, одновременно с этим переключая непослушную коробку передач, выполняя «змейку» между дорожными ямами и пытаясь увернуться от соседней машины, «подрезающей» мобильного говоруна, может закончиться плачевно. Так что, наверное, все-таки не стоит рисковать собственной жизнью ради удовольствия перекинуться парой словечек по «мобиле», находясь за рулем машины.
Вместо послесловия. Штрафы за разговор по мобильному телефону за рулем составляют в Великобритании до 3680 евро, Греции – 147 евро, Венгрии – 125 евро, Финляндии, Норвегии, Швейцарии, Ирландии, Дании – 50-67 евро, Германии – 40 евро, Бельгии – 25 евро, Франции – 22 евро.