По итогам 12 месяцев прошлого года официальные дилеры реализовали в Казахстане 97.4 тысячи новых автомобилей (97 399, по данным агентства «Автоконсалтинг.KZ», и чуть больше, 97 446 машин, по версии АКАБ). Из них в Казахстане было произведено и собрано 16 717 автомобилей, сообщает kolesa.kz.
Если уйти от скучных цифр, то 2015 год выглядит следующим образом: официалы продали на 40 % машин меньше, вдвое же сократилось производство на казахстанских заводах. При этом перегон машин из России достиг небывалого размаха — за год было ввезено более 200 000 автомобилей, из которых 114 453 новые (то есть в возрасте до трёх лет), фактически это те автомобили, которые недопродали официальные дилеры. Если же описывать ситуацию ещё короче, то отечественный авторитейл оказался в глубокой яме. И сейчас мы расскажем, как он умудрился туда свалиться.
Что способствовало снижению продаж
Падение отечественного рынка новых автомобилей началось ещё в 2014 году, с момента обвала курса рубля. Казахстанцы быстро смекнули, что при долларе за 70 рублей желанные машины в соседней России стоят вдвое меньше, чем у нас, где доллар ещё можно было купить за 185 тенге. Массовый ввоз машин из РФ продолжился в первые месяцы 2015 года, по сути оставив официальных дилеров в Казахстане не у дел.
Следующим фактором, ударившим по находящимся в полуобморочном состоянии дилерским центрам, стала девальвация тенге. Курс национальной валюты рухнул вниз, сделав не только невыгодным перегон авто из РФ, но и покупку машины в Казахстане. Неудивительно, что отток покупателей из местных шоу-румов продолжился. Во-первых, все, кто хотел приобрести автомобиль, уже это сделали с помощью российских салонов. Во-вторых, население РК после девальвации обеднело в два раза, а машины, увы, в некоторых случаях, наоборот, подорожали в два раза. Тут уж не до нового автомобиля, хватило бы на еду да на одежду детям.
Что способствовало сохранению продаж (о росте речи не идёт)
И всё же были факторы, которые не позволили официальным продажам просесть ещё ниже. В первую очередь это программа льготного автокредитования, которая была запущена Банком развития Казахстана как нельзя кстати. По госпрограмме было продано около четырёх тысяч, или около четверти собранных в республике машин, что оказалось хорошим подспорьем как для отечественных автосборочных заводов, так и для тех, кто, не имея на руках всей суммы, планировал приобрести автомобиль в кредит.
Ещё одним фактором, позволившим дилерам хоть как-то свести концы с концами, стало, как ни странно, обесценивание тенге. Это привело к тому, что тенговые цены на авто в салонах росли, а долларовые снижались. Для тех, у кого сбережения были именно в иностранной валюте, это стало хорошим подспорьем.
Итог
Что же получилось в итоге? Год закончился 97.4 тысячи проданными авто и возвращением на уровень 2012 года — тогда было реализовано чуть больше 95 000 автомобилей. Планы многих компаний так и остались планами, а прогнозы прогнозами. К примеру, после успешного 2013 года(165 710 проданных авто) уверенно говорилось о росте рынка до 200 000 тысяч и выше, а сегодня АКАБ прогнозирует 70 000 проданных авто в текущем году. Кроме того, по планам в 2016 году новый завод LADA в Усть-Каменогорске должен был выпустить 60 000 машин по полному циклу, а сегодня его запуск отложен до 2018 года. К последствиям можно отнести появлениеутилизационного сбора и увеличение до неразумных величин ставок за первичную регистрацию.
Тяжёлая ситуация привела к тому, что прекратились продажи автомобилей Honda. За весь год было реализовано 178 машин японской марки, а планы по возобновлению продаж пока не воплотились в жизнь. Едва не накрылись медным тазом только-только стартовавшие продажи Opel — 106 машин за год явно не то, на что рассчитывали дилеры «немцев». Не исключён и уход марки Suzuki (108 проданных авто), которая целиком держится на отнюдь не молодой модели Grand Vitara.
Источник: kolesa.kz