Рекомендуем
×
Антикоррупционный комитет при общественном объединении "Казпотребнадзор" провел онлайн-опрос среди 1439 автовладельцев и выяснил, что более 58% казахстанских водителей, нарушившие скоростной режим, избегают ответственности при помощи взятки, - сообщает Интерфакс-Казахстан. Читать далее

На парламент надейся…

10 сентября 2012/ Мнение » Олег Хе/ Автор Олег Хе

Как люди могут менять ситуацию вокруг себя? На этой неделе президент Нурсултан Назарбаев дал ответ на этот вопрос. В качестве примера привел систему среднего образования. 

Там грядут перемены. «Мы должны развивать автономность школ, создавать в них наблюдательные советы, по сути, на уровне школ мы начнем отрабатывать новые механизмы первичного местного самоуправления», — вот что сообщил глава государства в ходе интерактивной лекции в «Назарбаев-Университете».

И это сигнал родителям. Не нравится вам, как обучают вашего ребенка? Слишком дорогие или невкусные обеды в школе? Недостаточно кружков? Хотите установить в коридорах и кабинетах камеры наблюдения? Участвуйте в наблюдательном совете школы или в родительском комитете. Через них управляйте изменениями. Правительству дано соответствующее поручение. Значит, скоро такой рычаг влияния у родителей появится. Понравятся ли такие преобразования директору школы? Это все равно что спросить президента — нравятся ли ему депутаты, которые могут ему и правительству перечить. И даже вотум недоверия объявить. Теоретически наши депутаты должны часто перечить, потому как нерешенных вопросов у людей на местах много накопилось. Но лично я не ощущаю, что народные избранники в Казахстане являются генераторами качественных преобразований. Из этого делаю вывод: не исключена ситуация, когда наблюдательный совет (этакий прообраз парламента) будет сформирован из родителей, лояльных к директору. Портреты их детей будут висеть на Доске почета, а ситуация в школе качественно не изменится. Формально поручение выполнено, на деле — полная профанация.

И здесь президент подстраховался, учел риски. Он заявил о поэтапном переходе на подушевое финансирование. Это означает, что государство будет выделять школам деньги в соответствии с количеством детей. Получается, если в школе нерадивое руководство и дети уходят из нее, значит, и денег она будет получать меньше. В хороших школах, наоборот, бюджет будет расти. В общем, ставка делается на материальную мотивацию. Она должна подстегивать конкуренцию среди школ и преподавателей. Тогда директор школы будет реально заинтересован в обратной связи с родителями. Тогда советы и комитеты будут создаваться не для галочки, а для практической работы по улучшению ситуации в школе.

Безусловно, ситуация во всех школах будет разная. Точно так же как и с КСК. В одних домах жильцы на 100% используют данные им права, в других ощущается глубокая пассивность людей. В целом, думаю, ситуация идет к тому, что у казахстанца появляется больше возможностей влиять на ситуацию вокруг себя. Бизнес создает саморегулируемые организации, в школах возникают наблюдательные советы. И по отношению к этим возможностям надо применять простое правило: дают — бери!

Дочитали статью до конца? Пожалуйста, примите участие в обсуждении, выскажите свою точку зрения, либо просто оставьте оценку статьи ;)

Следите за обновлениями сайта в социальных сетях Фейсбук или Твиттер.

Комментарии
Добавление комментария
Имя:*
E-Mail:
или войдите через свой аккаунт:
Об авторе
Олег Хе
Издатель
Авторы
Редактор отдела «Экономика и бизнес»
Генеральный директор «Business Resource TV»
Издатель
Эксперт в области эффективного менеджмента
руководитель пресс-службы Школы управления Nota Bene
Школа управления Nota Bene
аналитик Агентства по исследованию рентабельности инвестиций (АИРИ)
аналитик Агентства по исследованию рентабельности инвестиций
младший аналитик Агентства по исследованию рентабельности инвестиций (АИРИ)
старший аналитик Агентства по исследованию рентабельности инвестиций (АИРИ)
Журналист
Частный предприниматель