Как люди могут менять ситуацию вокруг себя? На этой неделе президент Нурсултан Назарбаев дал ответ на этот вопрос. В качестве примера привел систему среднего образования.
Там грядут перемены. «Мы должны развивать автономность школ, создавать в них наблюдательные советы, по сути, на уровне школ мы начнем отрабатывать новые механизмы первичного местного самоуправления», — вот что сообщил глава государства в ходе интерактивной лекции в «Назарбаев-Университете».
И это сигнал родителям. Не нравится вам, как обучают вашего ребенка? Слишком дорогие или невкусные обеды в школе? Недостаточно кружков? Хотите установить в коридорах и кабинетах камеры наблюдения? Участвуйте в наблюдательном совете школы или в родительском комитете. Через них управляйте изменениями. Правительству дано соответствующее поручение. Значит, скоро такой рычаг влияния у родителей появится. Понравятся ли такие преобразования директору школы? Это все равно что спросить президента — нравятся ли ему депутаты, которые могут ему и правительству перечить. И даже вотум недоверия объявить. Теоретически наши депутаты должны часто перечить, потому как нерешенных вопросов у людей на местах много накопилось. Но лично я не ощущаю, что народные избранники в Казахстане являются генераторами качественных преобразований. Из этого делаю вывод: не исключена ситуация, когда наблюдательный совет (этакий прообраз парламента) будет сформирован из родителей, лояльных к директору. Портреты их детей будут висеть на Доске почета, а ситуация в школе качественно не изменится. Формально поручение выполнено, на деле — полная профанация.
И здесь президент подстраховался, учел риски. Он заявил о поэтапном переходе на подушевое финансирование. Это означает, что государство будет выделять школам деньги в соответствии с количеством детей. Получается, если в школе нерадивое руководство и дети уходят из нее, значит, и денег она будет получать меньше. В хороших школах, наоборот, бюджет будет расти. В общем, ставка делается на материальную мотивацию. Она должна подстегивать конкуренцию среди школ и преподавателей. Тогда директор школы будет реально заинтересован в обратной связи с родителями. Тогда советы и комитеты будут создаваться не для галочки, а для практической работы по улучшению ситуации в школе.
Безусловно, ситуация во всех школах будет разная. Точно так же как и с КСК. В одних домах жильцы на 100% используют данные им права, в других ощущается глубокая пассивность людей. В целом, думаю, ситуация идет к тому, что у казахстанца появляется больше возможностей влиять на ситуацию вокруг себя. Бизнес создает саморегулируемые организации, в школах возникают наблюдательные советы. И по отношению к этим возможностям надо применять простое правило: дают — бери!