Кажется, лед тронулся, господа предприниматели! И для стартаперов открылось если не окно, то форточка, через которую можно глотнуть «кислороду», под которым бизнесмены часто понимают финансирование.
Вчера глава фонда «Даму» Ляззат Ибрагимова сообщила, что совместно с Банком ЦентрКредит стартует программа кредитования стартапов. Причем несмотря на то что риски по новым предприятиям на порядок выше, чем по действующим, кредитная ставка будет стандартной — 14% годовых. Из которых «Даму» готов субсидировать 7%. Значит, если стартап оценен банком на пятерочку, то начинающее предприятие может платить реально только 7% по кредиту. Плюс возможно гарантирование со стороны фонда до 70% от суммы кредита, если залога не хватает.
По большому счету срабатывает закон экономики. Если какой-то сегмент растет, то он рано или поздно становится лакомым куском для сервисных предприятий. А сегмент МСБ за последние 10 лет вырос почти в 2 раза. По данным фонда «Даму», доля МСБ в структуре ВВП за этот период выросла с 17 до 32%. Предприятий становится больше, растет оборот, банки начинают все больше бороться за их внимание.
Молодой банк — ForteBank отказался от универсальности и начал работать исключительно на корпоративных клиентов, в первую очередь на МСБ.
Как дальше будет развиваться ситуация? А дальше МСБ уже не будет оставаться некоей серой массой, он будет дробиться. Предприятия будут идентифицироваться, к ним будет применяться индивидуальный подход. В общем, отношение к малому предприятию будет становиться со временем таким же, как и к крупному. Тенденция такова, что все, кто зарабатывает на МСБ, будут анализировать деятельность клиентов из этого сегмента и давать им персональные цены. Так действует сейчас ForteBank, устанавливая ставки исходя из оборота предприятия, рода его деятельности. Точно так же в этом году начал действовать ТРЦ Mega — он стал взимать арендную плату в соответствии с уровнем оборота арендатора. Таким образом, и девелоперы, и банки сознательно создают для себя такую ситуацию, когда они зарабатывают больше тогда, когда клиент растет. Начинают, соответственно, больше думать о клиенте, заботиться о его развитии, консультировать и даже в некоторых случаях проверять. Выглядит многообещающе: когда вокруг столько квалифицированных помощников — у одного финансовые знания, а другой с большим опытом в ретейле, — то расти МСБ будет легче.
От редакции
"Бизнес и Власть"