Идею саморегулируемых организаций хотят воплотить в жизнь в Казахстане. Предприниматели считают, что отечественное бизнес-сообщество созрело для того, чтобы самостоятельно участвовать в регулировании рынка. Каким видится цивилизованное ведение бизнеса предпринимательскому братству, выяснял РБК ЦА
Главная идея, которую преследует внедрение принципов саморегулирования, заключается в передаче контрольных и надзорных функций за деятельностью субъектов определенной отрасли государством самим участникам рынка. Кроме того, появление саморегулируемых организаций (СРО) должно послужить созданию стандартов и правил, обязательных для всех их участников, а также лоббированию интересов бизнеса в госорганах.
Как рассказал в интервью РБК ЦА зампредседателя правления НЭПК «Союз «Атамекен» Галымжан Канатбеков, принцип саморегулируемости является заветной планкой казахстанского бизнеса, к которой мы тянемся уже на протяжении нескольких лет. «Внедрение данного принципа позволит объединить отечественный бизнес, повысить его эффективность во взаимодействии с государством на взаимовыгодных условиях как равноправных партнеров», — считает Галымжан Канатбеков.
По его словам, сегодня государство устанавливает нормы и правила. Однако даже мощная машина государственного принуждения не справляется с нарушениями этих правил. «Когда же участники рынка будут сами устанавливать правила, улучшится и правоприменительная практика по причине установления правил и норм, исходя из понимания потребностей и специфики отдельных сфер бизнеса», — делится своим мнением г-н Канатбеков.
Кроме того, представители казахстанского бизнес-сообщества убеждены, что внедрение принципов СРО позволит нашей предпринимательской среде воспитать ответственность и выработать самодисциплину. Ведь внедрение принципов СРО принесет ощутимую пользу прежде всего добросовестным предпринимателям, которые готовы взять на себя реальную ответственность и взамен получить дополнительные права и преимущества.
Не нужно формальностей
Игроки различных отраслей уверены, что они лучше чиновников знают о том, как сделать свою работу качественной и безопасной. Единственное, что их смущает, — это будет ли Закон «О СРО», которого, кстати говоря, попросту еще нет в РК, наделять профессиональные организации реальными правами и полномочиями. Как рассказал в интервью РБК ЦА президент Палаты аудиторов РК Сапар Кошкимбаев, если СРО будут самостоятельными только формально, необходимость в их создании попросту отпадает. По его словам, СРО должна иметь рычаги воздействия на своих членов в виде контроля качества, наказаний, штрафов и, при необходимости, исключения из своих рядов. При этом в случае применения последнего варианта должен быть минимизирован риск, что недобросовестный игрок рынка, будучи исключенным из одной СРО, сможет уйти в другую. Пока же профессиональные организации может ждать именно такая реальность.
«В каждой отрасли должно быть не больше одной СРО. Когда принимался последний Закон «Об аудиторской деятельности», нам были делегированы функции контроля качества. При этом имелась оговорка, что, поскольку мы работаем в рыночной среде, профессиональных организаций должно быть несколько. Но ведь так быть не должно, поскольку на территории нашего государства должны действовать единые стандарты качества», — делится Сапар Кошкимаев. Сейчас же, по его словам, если одна организация, защищая свои убеждения о честности и профессионализме, исключит кого-то из членов за недобросовестность в своей деятельности, есть риск, что они смогут вступить в другую СРО. «Те, кого выгнали, могут найти себе единомышленников и создать другую организацию с условием, что там никто ни с кого ничего спрашивать и требовать не будет. Поэтому мы предлагаем предусмотреть такие нормы, согласно которым тот, кто был исключен из одной СРО, не был бы принят в другую. Пока же профессиональные организации теряют рычаги воздействия на своих членов», — сказал г-н Кошкимбаев.
Поддерживает главу Палаты аудиторов РК и исполнительный директор Евразийского совета сертифицированных бухгалтеров и аудиторов (ЕССБА) Дмитрий Шютц. По его мнению, к созданию СРО в нашей стране нужно подойти системно. Он приводит в пример даже международную практику: «Вот в Великобритании СРО много. Там есть Институт присяжных бухгалтеров Англии и Уэльса и Институт присяжных бухгалтеров Шотландии и т. д. То есть здесь использовано деление по географическому принципу, но ведь, по сути, организация-то одна. Регулирующий орган делегирует им часть своих полномочий, а затем с них спрашивает их выполнение», — рассказал в интервью РБК ЦА г-н Шютц. В России, по его словам, принцип СРО в буквальном смысле извратили. Дело в том, что в РФ существует два закона: первый — просто о СРО, а второй — непосредственно для аудиторских СРО. И получается такой каламбур — в законе прописано, как саморегулируемая организация должна себя саморегулировать. «Извините, какой же я тогда саморегулируемый орган?» — делится Дмитрий Шютц. По его словам, если в Казахстане пойдут по этой же модели, ничего хорошего не выйдет. «Нельзя допустить двух рычагов воздействия на бизнес. Иначе получится, что вначале на бизнес давит СРО, а потом приходит правительство и тоже проверяет, но не СРО, а все тот же бизнес. А это, согласитесь, не дело», — говорит эксперт.
Г-н Шютц также подчеркивает, что наличие СРО свидетельствует о зрелости общества. И если наше общество считает себя таковым, то мы должны подойти к внедрению СРО с предельной серьезностью.
Все вместе
Еще одна проблема, которую можно будет разрешить с помощью СРО, — это объективные последствия глобализации. Как отмечает Галымжан Канатбеков, сегодня на фоне членства Казахстана в ТС и перспектив вступления Казахстана в ВТО существуют риски поглощения отечественной экономики глобальными игроками при недостаточной организованности предпринимательского сектора страны. Появление же профессиональных организаций может позволить противостоять этому, сделав отечественный бизнес более сплоченным и защищенным.
Между тем председатель совета партнеров адвокатской конторы «Саят Жолшы и Партнеры» Айдын Бикебаев отмечает, что казахстанский юридический бизнес уже 20 лет живет в условиях, схожих с ВТО. «Рынок никак не регулируется, и юруслуги могут оказывать любые лица, даже те, кто не имеет юридического образования», — говорит юрист. К примеру, по его словам, на наш рынок несколько лет назад заходила украинская юрфирма, которая с ходу получила крупный заказ по казахстанскому праву для госкомпании. «Для участников рынка такие явления, когда их не замечают и вообще не считаются, уже привычны. Тем не менее у нас хорошо развитый рынок юруслуг. Казахстанские компании действительно успешны и на равных конкурируют с международными юрфирмами. Но нужно их поддерживать таким же образом, как это делается во всех странах мира. Пусть будут такие же правила, какие действуют в странах Европейского союза. Вот и все, что надо. Ничего лишнего», — отмечает г-н Бикебаев.
Одним словом, бизнес понимает, что СРО — это возможность самостоятельно отвечать за развитие каждой из отраслей, принимать совместные решения, лоббировать общие интересы, внося предложения по изменениям в законодательство. Причем делать это не разнонаправленно, а более грамотно и профессионально. Но пока не хватает содействия государства, от которого бизнес ждет единых правил. Только с их появлением будет какая-то ясность и можно будет воплощать все преимущества СРО в Казахстане.
Председатель совета партнеров адвокатской конторы «Саят Жолшы и Партнеры» Айдын Бикебаев
Бизнес готов к принципам СРО. Тому свидетельством является создание Республиканского общественного объединения «Коллегия коммерческих юристов Kazakhstan Bar Association». Идея создания данного объединения исходит главным образом из того факта, что в каждой стране все практикующие юристы объединены в саморегулируемые профессиональные союзы, так называемые Bar Associations. При этом существует Международная ассоциация частнопрактикующих юристов (International Bar Association), членами которой являются национальные объединения юристов. IBA на сегодня объединяет миллионы юристов по всему миру. При этом Казахстан в этом серьезном объединении вообще не представлен. Наши коллеги из других стран мира, узнавая об отсутствии объединения юристов в Казахстане, сильно удивляются этому обстоятельству. Но у нас на самом деле все эти годы элементарно не хватало времени. Все же заниматься своим делом приятнее, чем тратить время на общественные дела, и все надеялись, что все как-то само по себе образуется. Но время показало, что, если мы, участники рынка, сами не займемся своими общественными делами, никто их не сделает за нас. Поэтому мы и решили создать данное объединение.
При этом мы не ставим своей целью забрать рынок под себя. Мы хотим создать открытое и честное объединение. Любой из здесь присутствующих юристов наравне с другими может стать членом данного объединения. Любой может быть избран в органы управления объединения.
А как у них?
Ярким примером зарубежного саморегулирования является система регулирования рекламы в США. В начале века сильно стало возрастать недовольство общественности качеством рекламы. То есть просто не устраивали ее неэтичность и недостоверность. Именно таким образом в 1906-1912 гг. были созданы так называемые комитеты бдительности. Несмотря на то что эти комитеты были созданы верхушками, они все же были общественными, а не государственными. Именно эти комитеты разработали кодексы рекламы, стали проводить переговоры с рекламодателями, чтобы изменить рекламные сообщения.
Интересен и опыт Великобритании, где крупнейший регулятор, независимая неправительственная организация FSA (Financial Services Authority – Управление финансовых услуг), осуществляет консолидированный контроль за деятельностью страховых, инвестиционных компаний, банковских учреждений, а также комиссий по строительным обществам. В соответствии с законом «О банковской деятельности» государство может вмешиваться в деятельность этого регулятора только в трех случаях:
- орган систематически нарушает права потребителей;
- происходят преобразования в составе совета директоров;
- нормы регулирования не соответствуют международным договорам.