Рахим Сакенович, правильно ли понимать, что сейчас речь идет о появлении нового предпринимательского объединения, которое заменит действующую палату «Атамекен» и Торгово-промышленную палату?
Речь идет о серьезном институциональном усилении бизнес-сообщества, активном его вовлечении в принятие решений экономического характера на республиканском и региональном уровнях. Эти решения должны способствовать улучшению бизнес-климата в стране, защите интересов предпринимателей. Мы должны вобрать все лучшее из континентальной модели, а именно создать такую структуру, которая консолидирует все субъекты частного предпринимательства. Она будет наиболее легитимной, с элементами выборности и получением части функций от госорганов и квазигосударственных организаций.
Когда произойдет ее создание?
Планируется, что в 2013 году будет разработан и принят специальный закон. Рабочее название структуры – Национальная палата предпринимателей (НПП).
Какой вы видите НПП?
Согласно концепции, которая рассматривалась в правительстве, каждый субъект частного предпринимательства, которых в Казахстане в активном статусе более 750 тыс., автоматически становится членом НПП. Предполагается переходный период, 3-5 лет, в течение которого формирование организации будет идти сверху вниз. После переходного периода произойдет переход на выборную систему. По своей структуре НПП будет иметь 16 региональных палат, которые в каждом районе должны иметь свои представительства. Все субъекты частного предпринимательства получают право голоса на выбор своего представителя в региональную палату. При этом 25% мест в региональной палате автоматически получают региональные и отраслевые ассоциации, отвечающие квалификационным требованиям. Таким образом решается задача развития неправительственного сектора, каковым сегодня являются ныне действующие предпринимательские объединения. 75% мест будут избираться самими предпринимателями. Региональные собрания будут утверждать бюджеты, основные направления деятельности, иметь ревизионные функции. Также региональные собрания выбирают делегатов на республиканский съезд НПП. Съезд будет высшим органом, он будет формировать президиум, который, в свою очередь, будет формировать правление палаты. То есть структура НПП будет повторять административное устройство страны.
Как вы думаете, появление НПП может привести к закрытию некоторого количества отраслевых и региональных ассоциаций?
Наоборот, согласно концепции, которую подготовил МЭРТ, 50% бюджета НПП будут направляться на поддержание отраслевых и региональных ассоциаций. Они сейчас испытывают недостаток финансирования. Но никто лучше них не сможет решать специфичные проблемы предпринимателей на местах и в конкретных отраслях.
Не совсем тогда понимаю, кто же будет решать мои, предпринимателя, вопросы – НПП или отраслевая ассоциация?
Здесь неправильно делить – или те, или другие. Отраслевые и региональные ассоциации будут вовлечены в деятельность НПП. В зависимости от статуса они будут иметь возможность вести прямые переговоры с правительством, курирующим министерством. То есть работа будет вестись совместно.
Какой будет плата для членов НПП?
Окончательное решение будет приниматься совместно с правительством. Но палата «Атамекен» настаивает на том, чтобы взносы платили только крупные и средние предприятия, то есть порядка 2300 крупных и 7600 средних из 750 тыс. общего количества предпринимателей. Размер платы должен быть для них незначительным, но вопрос размера взносов, базы исчисления взносов должен будет решить съезд НПП. Малые предприятия, ИП, КХ, фермеров мы предлагаем освободить от платы, чтобы они были только получателями услуг и сервиса. Для них членство в НПП будет означать только права, а не обязанности, поскольку именно малый бизнес – главный бенефициар этой реформы. С другой стороны, он будет скептически воспринимать любую попытку взять у него даже 1 тыс. тенге. Возможно, что в переходный период правительство будет полностью финансировать деятельность НПП. За это время новая организация должна доказать свою состоятельность. Что она эффективна, востребована и т.д.
Не получится ли ущемления тогда малого бизнеса – мол, ты не платишь, поэтому сиди и молчи.
Нет. Все – и крупный бизнес, и средний, и малый – получают одинаковое право голоса. А когда бизнес из малого вырастает до среднего уровня, и уж тем более крупный бизнес должен нести социальную ответственность. В том числе в виде взноса в НПП.
Какие государственные функции НПП хочет взять на себя?
На региональном уровне это участие в бюджетных комиссиях, обсуждениях генпланов развития территорий и тарифов. На республиканском – участие в реализации бизнес-программ. Предполагается, что в каждом районном центре НПП откроет центры поддержки предпринимателей. Также палата планирует взять на себя управление СЭЗ, привлечение инвестиций, организацию выставок и продвижение экспорта – то, чем сейчас занимается КAZNEX.
Означает ли это, что некоторые госструктуры могут быть расформированы?
Может быть, не расформированы, а отданы под управление. Это уже будет решать правительство. Возможно, после создания НПП будут расформированы «Атамекен» и ТПП, но этот вопрос уже будут решать учредители этих органов. Но точно не должно быть дублирования функций. Очень часто иностранные бизнес-партнеры жалуются, что не знают, с кем работать при вхождении в Казахстан. Теперь будет все понятно – будет единая палата, которая будет контактировать с инвесторами.
Какая часть населения может быть консолидирована, если принимать во внимание количество сотрудников в предприятиях – членах НПП?
Мы этого не оценивали. Мы считали только собственников и руководителей предприятий.
Инициатива консолидации бизнес-сообщества и создания НПП идет от палаты «Атамекен»?
Она идет от президиума «Атамекена». Вполне возможно, что те люди, которые находятся сейчас в президиуме «Атамекена», будут в президиуме НПП. Состав на переходный период будет формироваться совместно с правительством. Надо признать, что эффективных лидеров мнений и активных общественников мало в стране. В дальнейшем члены президиума будут избираться.
И какую обратную связь дает бизнес-сообщество на ваши инициативы?
Мы видим его заинтересованность в консолидации. За 20 лет деятельности отраслевые и региональные ассоциации сделали очень много, но все равно их переговорная сила недостаточно сильна. Это не их проблема, а в целом законодательства – наше слово носит только рекомендательный характер. Поэтому континентальная модель, которая предполагает обязательное членство, в целом поддерживается. Есть споры вокруг нюансов – кто должен платить и сколько.
Хорошо, предположим, бизнес-сообщество консолидировалось, создали НПП. Какую теперь первоочередную задачу нужно решить по улучшению бизнес-климата?
У нас серьезное ухудшение произошло в области международной торговли. Мы практически на последнем месте в мире по этому пункту. Слабая инфраструктура и защита прав собственности – это то, что также нужно оперативно решать.
Создание НПП является ответом на ослабление позиции отечественного бизнеса перед лицом Таможенного союза и ВТО?
Безусловно. ТС и ВТО – это серьезный вызов. И нужна консолидация, за счет которой мы сможем создавать аналитические и мониторинговые центры, проводить антидемпинговые расследования. К примеру, сейчас наши предприниматели жалуются на дешевое сухое молоко из Беларуси.
Предприниматели не доверяют компетентным государственным органам, в данном случае – Агентству по защите конкуренции?
Я бы не сказал, что есть недоверие. Но у нас много несовершенства, в том числе в области защиты добросовестной конкуренции. Речь идет о создании мощного института, который будет конструктивным контрпартнером правительства по вопросам улучшения бизнес-климата и развития предпринимательства.
Все-таки НПП – для всех, в том числе для зарубежных компаний, зарегистрированных в Казахстане и продающих здесь то же сухое молоко. И тогда у членов палаты интересы не всегда будут совпадать.
Безусловно. Но для нас главный приоритет – развитие казахстанского содержания. Протекция со стороны НПП должна, на мой взгляд, быть направлена на рост отечественного производства. Условия нужно создавать такие, чтобы те же белорусские компании были заинтересованы привозить сюда технологии, оборудование, создавать в Казахстане рабочие места.
То есть внутри НПП возможен конфликт интересов?
Не то что возможен – он будет. Он сейчас есть. Спорные вопросы должны решаться путем поиска компромисса.
Что вы думаете о создании в следующем году Национальной палаты предпринимателей?
Какие задачи, на ваш взгляд, должно решать новое объединение?
Айдын Бикебаев,
председатель совета «Коллегия коммерческих юристов Kazakhstan Bar Association»
Бизнес в его взаимоотношениях с госорганами — слабая сторона. Это факт. Любой предприниматель зависит от госорганов и боится, что в любое время они могут помешать ему делать свое дело. Причем «помешать» могут на законных основаниях. Причина в данном случае заключается в том, что законодательство написано государственными служащими без участия предпринимателей. А госслужащий, конечно, пишет закон в первую очередь с позиции удобства его применения для самих госорганов.
Поэтому очевидно, что нужен сильный единый предпринимательский союз, который бы защищал и отстаивал интересы бизнеса как на уровне правительства и парламента, так и на уровне районов и областей. Главная цель данного союза — защищать права и интересы бизнеса.
К слову, о том, насколько оправданно создание мощного объединения предпринимателей: недавно НЭПК «Союз «Атамекен» (хотя он еще не такой мощный) запустил интернет-сайт для публичного обсуждения законопроектов, который доступен для всех наших граждан.
Союз предпринимателей увидел в этом реальный шанс для защиты интересов бизнеса и быстро сделал такой проект. Уверен, что, если будет сильное объединение предпринимателей, мы в будущем увидим гораздо больше положительных для бизнеса инициатив.
Сапар Кошкимбаев, президент Палаты аудиторов РК
Имеющиеся профессиональные организации теряют рычаги воздействия на своих членов. Поэтому я считаю, что нам необходимо создание равных условий для всех предпринимателей при обеспечении строгой системы контроля качества. Это касается как производства, так и нашей профессии — аудиторской деятельности.
Уверен, что внедрение принципов саморегулирования позволит нашей предпринимательской среде воспитать ответственность и выработать самодисциплину. Мы лучше кого-либо знаем, как сделать свою работу качественной и безопасной. Предпринимательское сообщество должно иметь рычаги воздействия на своих членов в виде контроля качества, наказаний, штрафов, вплоть до исключения из своих рядов.
Для этого должна быть одна саморегулируемая организация. Когда принимался последний Закон «Об аудиторской деятельности», нам были делегированы функции контроля качества. При этом была оговорка, что, поскольку мы работаем в рыночной среде, профессиональных организаций должно быть несколько. Но так быть не должно, на территории нашего государства должны действовать единые стандарты качества.