В современном ритме жизни все перемешалось. Работа, семья, друзья – все это слилось в единое целое. Становится все сложнее проводить черту между личным и общественным. На этом фоне новую ценность приобрело время, его разумное расходование становится наиболее важным.
Задержки на работе уже давно перестали быть чем-то неординарным в современной бизнес-среде.
Выжить в таком ритме больше шансов у молодых специалистов, относящихся к поколению Y. Им лучше всего удается совмещать работу и личную жизнь. Согласно недавнему исследованию кадрового холдинга «АНКОР», нынешней молодежи (от 21 до 28 лет) гораздо легче найти баланс между личной и рабочей жизнью (53%), нежели представителям поколения Х (45%) и «беби-бумерам» (43%). Так, лишь 1% сотрудников поколения Y сообщил, что ради семейного благополучия приходится жертвовать работой, а вот 6% респондентов того же возраста и вовсе не видят различия между работой и личной жизнью.
Данная тенденция характерна и для Казахстана. Как отметила в интервью «&» директор кадрового холдинга «АНКОР» в Казахстане Валерия Шевелева, казахстанское поколение Y мало отличается от своих сверстников в других странах.
«Важно понимать, что речь идет о самой прогрессивной и мыслящей части молодежи, активно транслирующей обществу свои ценности. Их сложно удержать в жестко определенных рамках, потому что первостепенное значение они придают личной свободе во всех ее проявлениях. Находясь в постоянном поиске себя и новых ощущений, люди поколения Y крайне избирательно обменивают свое время на деньги», — рассказывает Валерия Шевелева. По данным исследований кадрового холдинга, некоторые Y и вовсе не видят различия между работой и личной жизнью, потому что предпочитают заниматься только тем, что их увлекает и приносит удовлетворение. Они с легкостью отказываются от одной работы, переходя, например, на менее оплачиваемую, но более привлекательную по содержанию или каким-то определенным условиям.
Кроме того, эксперт отмечает, что казахстанцы перерабатывают по собственной инициативе. Желание успешно закончить проект, выполнить план или заработать бонусы — все это может стимулировать овертаймы. «Иногда сотрудники таким образом инвестируют в свое профессиональное будущее, стремясь приобрести ценный опыт за счет более глубокого проникновения в процесс или за короткие сроки. Случается также, что перед сотрудником элементарно поставлено слишком много задач, либо его профессионализм не соответствует требованиям», — говорит глава кадрового холдинга «АНКОР» в Казахстане.
Однако пока молодежь формирует свои собственные ценности, ожидания бизнеса от своих сотрудников остаются неизменными: каждый день приходить на работу, трудиться по восемь часов в день и выполнять свою работу качественно и в положенное время. Некоторые компании, конечно, если брать глобальные тенденции, идут на более гибкий график работы своих сотрудников, но работодатель еще неоднозначно относится к удаленной занятости.
«Несмотря на то что возможность удаленной работы особенно ценится среди молодежи и, конечно, делает поколение Y более лояльным к своим работодателям, редкие организации созрели для такого сотрудничества даже с профессионалами, для которых явно некритично наличие рабочего места в офисе, например программистами», — отмечает Валерия Шевелева. По ее словам, работодатели опасаются потерять контроль над «творчеством», хотя в большинстве случаев это лишь видимость. «Понятно, что не для всех категорий сотрудников годится гибкий или удаленный график работы. Однако важно понимать уже сейчас, что за этим форматом — будущее. Работодателям рано или поздно придется принимать условия соискателей, чтобы быть конкурентными на рынке и привлекать лучший персонал», — считает эксперт.
Возможно, именно из-за такого консерватизма компаний многие сегодня подаются в свободное плавание, сами выбирая, когда и с кем работать. Речь идет о фрилансерах — еще одном новом поколении специалистов, которое выступает за свободу передвижения от одного проекта к другому. «Фриланс сегодня — распространенное явление в Казахстане. Времена меняются, одно поколение сменяет другое не только в обществе, но и на рынке труда», — говорит Валерия Шевелева.
При этом эксперт добавляет: несмотря на то, что определенная часть специалистов может работать в качестве фрилансеров (например, программисты, дизайнеры, бухгалтеры, юристы и др.), полноценно гарантировать результат может себе позволить только организация, где существуют такие опции, как взаимозаменяемость, наставничество, диверсификация услуг и решений, обучение и элементарные ресурсные запасы. «Успешный фрилансер — как правило, специалист, уже заработавший себе имя в профессиональной среде. А таких профессионалов, находящихся в свободном плавании, на казахстанском рынке единицы», — считает г-жа Шевелева.