Думаю, что в следующем году будет также активный рост и новых для Казахстана форматов ретейла, например, магазины формата дрогери (drogerie). Ассортимент данных магазинов помогает клиентам заботиться о комфорте их домов, легко решать бытовые вопросы и отлично выглядеть. Этот формат напоминает магазин у дома: небольшая площадь, удобное расположение — в двух шагах от вашего жилища, внимательный персонал и доступные цены. Появившись в 70-х годах прошлого века, магазины дрогери заняли уверенную позицию в Европе и сейчас активно завоевывают рынок СНГ. В Казахстане есть несколько компаний, которые сейчас пробуют себя в этом. В следующем году данный формат будет развиваться еще активнее.
Также среди казахстанских розничных операторов появляются сети с узкой специализацией. Есть понимание, что просто открыть магазин либо даже сеть магазинов уже недостаточно. Нужны стратегии позиционирования, нужно четко понимать «своего клиента».
К тому же на нашем рынке активно развиваются торговые центры, так как синергетический эффект, который они дают, теперь отлично понимают розничные операторы. В следующем году ожидается активный рост торговых центров. Возможно, они будут также выстраивать свои стратегии, формируя особенный подбор арендаторов.
Также очевидной становится острая конкуренция между сетями. Это означает, что за клиента надо бороться не только посредством ассортимента и цен. В связи с этим заметнее стала работа сетей по вопросу систематизации уровня обслуживания. Многие сети активно внедряют системы сервис-менеджмента.