«Главней всего погода в доме…» – поется в известной песне. То же самое можно сказать и про атмосферу, царящую в любой компании. Прежде чем отправляться покорять новые вершины, нужно иметь сплоченную команду, которой движут общие интересы. Если этого нет, то дальше первого препятствия компания не продвинется.
В прошлом номере в рамках конкурса «Сила коллективного разума» мы опубликовали третий кейс от Школы управления Nota Bene. В нем рассказывалось о том, как в одну компанию пришел новый HR-директор – молодая продвинутая женщина с предыдущим опытом работы в иностранных компаниях и знанием современных подходов к управлению людьми. После прихода в качестве отправной точки было проведено исследование уровня вовлеченности и удовлетворенности сотрудников, результаты которого не обрадовали ни нового HR-директора, ни генерального.
Основной проблемной зоной оказалось отсутствие командного взаимодействия и команды как таковой. Разобщенные интересы и цели большей части сотрудников, а также отсутствие общих ценностей и единой корпоративной культуры порождали периодические конфликты, стычки, деление на группировки внутри коллектива.
Особенно тяжело приходилось новым сотрудникам — деление коллектива на новичков и «старичков» было вызвано недоверием к новым сотрудникам и даже расцениванием их как конкурентов. Новый HR-директор очень хорошо прочувствовала это на себе, и для того чтобы доказать свой авторитет в компании, ей пришлось потратить немало сил.
Новым HR-директором была разработана комплексная программа по формированию команды. Первым делом было решено провести в компании тренинг по командообразованию, в частности, «Веревочный курс» в горной местности, с целью сплотить команду, улучшить взаимопонимание между менеджерами и их подчиненными.
Было принято решение под расписку оповестить всех будущих участников тренинга: явка обязательна. Никаких отговорок HR-директор и слышать не хотела: участвовать должны все, более того, уже были заплачены немалые деньги провайдеру тренинга. И здесь начался «саботаж» сотрудников. Одни оказались далеки от экстремального времяпрепровождения, другие сослались на командировку. Одним словом, план по сохранению командного духа в компании трещал по швам.
Решение победителя
Светлана Худенко:
— HR-специалист всегда должен оставаться независимой стороной, то есть рефери, который наблюдает за ситуацией со стороны и незаметно сглаживает конфликты. В этой истории все произошло наоборот. HR-директор, будучи новым человеком в компании, встала на сторону новых сотрудников, против которых, по рассказу, строят козни «старички». На мой взгляд, осторожное отношение «старичков» и новичков друг к другу — это вполне нормальная ситуация. Люди еще не знают, какой модели поведения друг от друга ожидать. И требовать от них доверительных отношений — это все равно что пытаться провести тимбилдинг в обычном автобусе, который везет незнакомых друг другу пассажиров в разные концы города. HR-директор же переложила проблемы, с которыми она столкнулась сама, на всю компанию. И то, что способ проведения был выбран тот, который не смог устроить всех сотрудников, говорит о том, что она как HR-специалист недостаточно узнала команду, в которой ей теперь предстоит работать. Если не все готовы к экстремальному времяпровождению, стоит сначала начать с чего-то простого. Например, можно провести уроки вязания, если это женский коллектив, конечно. Наверняка более опытные сотрудницы с удовольствием поделятся своим опытом в этом искусстве.
Недавно я видела фоторепортаж, где представительницы разных компаний вязали пинетки для недоношенных новорожденных. Делали они это в рамках специальной благотворительной акции. И, судя по фотографиям, чувствовали себя просто замечательно, осознавая, что они все вместе делают благое дело. Если коллектив не только женский, то есть и другие способы сплотить коллектив – например, совместное приготовление пищи, где сотрудники сообща кулинарят, а потом вместе дегустируют свои шедевры. А добиваться от людей доверия друг к другу в экстремальных условиях, на мой взгляд, неправильно. Они и так, попав в новый коллектив, пребывают в состоянии стресса.