Рекомендуем
×
Расходы страховых компаний превышают доходы на 16%. При этом  участие страхового рынка в ВВП Республики Казахстан составляет не более 0,6%. Такие невеселые цифры озвучили на прошедшем круглом столе по рынку страхования. Читать далее

Битва профессионалов

04 декабря 2012/ Бизнес/ Автор Асель Муканова

Каждый год отечественные вузы выпускают тысячи специалистов, которые по большей части остаются не у дел. Основная проблема в том, что знания, полученные в учебных заведениях, быстро устаревают в связи с появлением новых научных достижений и технологий. Как результат — работающие в Казахстане зарубежные компании предпочитают привозить своих специалистов, мотивируя это недостаточной квалификацией казахстанских рабочих. 

 

Надежда отечественных специалистов — популярная за рубежом процедура сертификации персонала. Основная задача данного направления — повышение конкурентоспособности местных кадров. 

Однако здесь есть свое но. По словам главного эксперта управления оценки органов по сертификации АО «Национальный центр аккредитации» Кульпаш Абеновой, в настоящее время в Казахстане отсутствуют отраслевые стандарты, содержащие квалификационные требования, которые необходимы при подтверждении соответствия квалификации специалистов. «То есть для того чтобы оценивать тех или иных работников, внутри каждой отрасли нам нужно разработать и утвердить свои стандарты», — поясняет г-жа Абенова, которая является разработчиком национального стандарта СТ РК ИСО/МЭК 17024.

Ранее этот стандарт был принят в Казахстане в качестве модифицированного (неидентичного), сфера его действия ограничена аттестацией выпускников лицеев и колледжей, имеющих практический опыт работы. Этот стандарт заведомо не подразумевал сертификацию специалистов в отраслях экономики. Его новая версия — более понятная и детализированная — находится на стадии утверждения в Комитете технического регулирования и, предположительно, войдет в действие с 1 июля 2013 года, к моменту запуска сертификационных центров.

Поэтому сертификацию не надо путать с аттестацией, технология которой существует давно и не является гарантированно объективной. Потому как персонал оценивается непосредственно руководством предприятия, которое, как правило, уже имеет сформировавшееся мнение о достоинствах либо недостатках специалиста. Сертификацию же проводит третья сторона — орган по сертификации, который определяет соответствие профессиональной компетенции работников требованиям профессиональных стандартов.

Эта процедура у нас в стране добровольная, причем подать заявку на сертификацию могут как отдельные специалисты, так и целые трудовые коллективы в лице работодателя. Сертификация включает теоретическое тестирование и практический экзамен в аккредитованных лабораториях или на производственной базе.

Так, например, сварщик должен будет сварить предоставленные ему образцы, а эксперт-аудитор органа по сертификации — такой же специалист, но более высокой квалификации — оценит, насколько качественно он это сделал.

Практические навыки администратора гостиницы также будут оцениваться в процессе оказания услуги, то есть непосредственно во время заселения гостей, заполнения документов и т.д. В перспективе по каждой специальности должны быть разработаны программы сертификации, учитывающие весь процесс — от получения заявки и до выдачи сертификатов компетенции.

«Мы взяли в качестве пилотной туристскую отрасль, так как в ней уже есть определенные стандарты. В целом же сертификация персонала — новое для Казахстана направление, люди даже не имели представления о такой процедуре», — рассказывает г-жа Абенова. 

Она сама не раз ездила перенимать опыт: в Беларусь, Турцию, США. По ее мнению, сертификации должны подлежать представители всех профессий, однако приоритет следует отдать рабочим специальностям. Эксперт также считает, что государство должно стимулировать такие новые направления, как это было с внедрением системы менеджмента качества. В течение многих лет предприятиям, сертифицировавшим эту систему, предоставлялись налоговые преференции. А теперь это просто обязательное условие для участия в тендере. «Если будет развита система сертификации персонала, то каждый специалист будет стремиться пройти эту процедуру, чтобы успешно конкурировать на рынке труда. В конечном итоге выигрывает потребитель, получая качественные продукцию и услуги, — говорит г-жа Абенова. — Нам надо поднять это направление на такой высокий уровень, чтобы в перспективе пройти международную оценку. Ведь если НЦА станет членом Международной ассоциации по сертификации персонала, наши сертификаты будут признаваться во всем мире, а значит, отечественные специалисты будут успешно конкурировать не только в Казахстане, но и за рубежом».

Справка:

Что дает сертификация персонала заявителям? 

Для работника это документально оформленное свидетельство его профессионализма, что повышает шансы трудоустройства и продвижения по служебной лестнице, а также дает возможность заключения договора с индивидуальным тарифом оплаты труда. Кроме того, это подтверждает качество и надежность всех выполняемых работником операций, что повышает доверие и уважение к обладателю сертификата.

Для работодателей проведение сертификации персонала – это, прежде всего, повышение имиджа и конкурентоспособности предприятия, выполнение требований международных рынков, уверенность в качестве труда. Это возможность доказать партнерам по бизнесу свою надежность, получить приоритет при инвестировании или требовать обоснованных цен на свою продукцию. К тому же руководитель таким образом может получить реальную оценку качества подготовки, уровня компетентности, профессиональной пригодности своих работников и стимулировать персонал на дальнейший профессиональный рост.

 

Дочитали статью до конца? Пожалуйста, примите участие в обсуждении, выскажите свою точку зрения, либо просто оставьте оценку статьи ;)

Следите за обновлениями сайта в социальных сетях Фейсбук или Твиттер.

Комментарии
Добавление комментария
Имя:*
E-Mail:
или войдите через свой аккаунт:
Таймлайн
Опрос
Какой жилищный вопрос вы решаете в настоящее время?
расширение,
размен,
переезд,
никакой
Архив опросов