Не секрет, что основное предназначение автозаправочных станций – необходимость наполнить баки автомобилей горючим. Однако уже и у нас в Казахстане все заметнее становятся общемировые тенденции, когда привычные облики АЗС начинают постепенно меняться, обрастая дополнительными услугами, превращаясь в целый сервисный комплекс.
Алматы. Business Resource. Любопытно, что на Западе пришли к этому совершенно с другой стороны: АЗС на заре автомобильного века начинались именно как «заправки при магазине». Для владельцев нынешних станций пришла пора задуматься о том, как уровень дополнительного сервиса может повысить доходы на АЗС, тем более что парк автомобилей в Казахстане постоянно растет...
Если сделать небольшой экскурс в прошлое, то можно отметить, что с момента возникновения первых заправочных станций в начале ХХ века они прошли интересную эволюцию. Официальная история бензоколонок началась в 1907 году, когда в Сиэтле компания Standard Oil of California (сейчас ChevronTexaco) открыла первую АЗС. Выглядели они тогда довольно непрезентабельно – бочки с топливом и ручные насосы. Но довольно быстро бензозаправки начали эволюционировать, подгоняемые конкурентной борьбой, особенно в части стандартизации и маркетинга. Выделение АЗС из связки с магазином в самостоятельный бизнес было связано с активным строительством междугородних шоссе и ростом междугородних перевозок, где профессиональным автомобилистам и путешественникам требовался особый «трассовый» сервис: заправка, осмотр автомобиля, мотели для отдыха и фаст-фуд.
С начала двадцатых годов на заправках стали активно внедряться единые корпоративные стандарты оформления с помощью запоминающихся логотипов владельцев и единых сервисов. С тех пор определенный бренд АЗС, обычно связанный с нефтяной компанией, уже мог многое сказать автомобилисту об уровнях качества топлива и сервиса. Розничная торговля нефтепродуктами сразу стала активно использовать весь арсенал маркетинговых и бизнес-инструментов для повышения лояльности покупателей: фирменный стиль, реклама, развитие дополнительных сервисов и т.п…
В Казахстане, если обратиться к всезнающей статистике, на начало 2012 года насчитывалось около 4 300 АЗС, тогда как еще 10 лет назад их было более 5000. Это произошло по двум причинам: в связи с запретом контейнерных и передвижных заправок в 2005-2006 годах, а также в связи с укрупнением сетей АЗС среди ведущих брендов республики. В настоящий момент основные тренды развития данной сферы – это укрупнение сетей заправок, строительство современных АЗС под определенной маркой, поглощение мелких собственников крупными брендами.
К крупным игрокам на рынке АЗС в Казахстане можно отнести следующие компании: «КазМунайГаз» – около 280 АЗС и 37 нефтебаз, «Гелиос» – 250 АЗС и 14 нефтебаз, «Иволга-Холдинг» – около 60 АЗС и 10 нефтебаз, Sinooil – более 90 АЗС и 3 нефтебазы, RK-Oil – 53 АЗС и 2 нефтебазы, «Бахыт-Мунай» – около 80 АЗС, «НарОйл» – около 75 АЗС, «Аурика» – около 40 АЗС, Royal Petrol – 36 АЗС, «Газпром нефть Казахстан» – 26 АЗС. (По данным Агенства РК по статистике).
Магазины при наших довольно типовых АЗС стали появляться только в конце ХХ столетия, но, правда, они и до сих пор рассматриваются только как приложение к основному бизнесу. Учитывая динамично растущий в стране автомобильный парк, можно ожидать, что дополнительный сервис на АЗС довольно скоро может стать прибыльным делом. В настоящий момент, исходя из личного опыта, можно отметить, что довольно часто на бензозаправке встречаются магазины, где продается всякая всячина; реже можно найти здесь услуги по мелкому ремонту и обслуживанию автомобилей, и уж совсем редко бывает так, чтобы при АЗС был ресторан, кафе или другая точка быстрого питания.
Рачительным бизнесменам, чтобы понять перспективы развития сервиса на АЗС, нужно, на мой взгляд, прежде всего, посмотреть на этот бизнес глазами обычного потребителя – автомобилиста: что бы он хотел получить, заезжая на станцию? На что готов потратить деньги? Что влияет на потребительскую лояльность при его выборе АЗС?
Понятно, что основной мотив для любого водителя при выборе заправки – качество топлива, скорость обслуживания, а также месторасположение АЗС (но это все – отдельная тема). К прочим побудительным мотивам могут относиться – качество обслуживания, чистота и благоустроенность территории, верно выстроенная логистическая схема обслуживания и даже внешний вид работников АЗС.
Какие виды дополнительного сервиса могут быть полезными и перспективными на казахстанских АЗС? Как ни странно, но в первую очередь главная рекомендация всем АЗС в стране – создание нормальных туалетов, которыми смогут пользоваться не только водители, но и любой нуждающийся. Смею утверждать, что это важный шаг к повышению уровня цивилизованности нашего общества из нынешнец ситуации сантехнического «каменного века».
Также заслуживает внимания опыт некоторых АЗС по открытию кафе и пунктов быстрого питания, что по идее должно быть весьма привлекательным для вечно занятых водителей. Для успешного развития таких точек важны качество подаваемых продуктов и скорость обслуживания, для чего можно совместить на АЗС фаст-фуд с линиями авто-экспресс (обслуживания без выхода из автомобиля). Особенно востребованы точки быстрого питания на трассовых АЗС.
Росту популярности магазинов на бензозаправках могут помочь расширение ассортимента предлагаемых товаров, более низкие цены, чем у конкурентов. Полезно учитывать наличие сезонных товаров – как например, летом все для шашлыков, и всякая автохимия – для зимы.
На мой взгляд, сейчас развитие сервиса на АЗС в стране тормозится по двум существенным причинам: низкая конкурентная активность на рынке из-за фактической монополии крупных топливных брендов, а также из-за отсутствия возможностей для подобного роста у мелких АЗС.
И все же в будущем, как мне кажется, наличие магазинов и прочего сервиса станет важным фактором успешности и популярности самих АЗС, которые будут выступать как симбиоз реализаторов топлива с известными торговыми марками, сопряженными с автомобильным бизнесом, и быстрым питанием.