Алматы. Business Resource. Портрет среднестатистического банковского должника остается практически неизменным последние три года, за исключением роста размера задолженности, причем как у мужчин, так и женщин, говорится в исследовании Mоrgan&Stout, пишет РБК. Портрет неплательщика за услуги ЖКХ несколько отличается от банковского, но также остается неизменным для своего сектора.
Так, портрет банковского неплательщика выглядит следующим образом: мужчина в возрасте 37 лет, женат, образование - среднее, среднее специальное. Долг - 28,5 тыс. руб. Среди женщин это возраст в 40 лет, семейный статус - замужем, образование - среднее, среднее специальное. Долг - 23,6 тыс. руб.
Портрет неплательщика за услуги ЖКХ несколько отличается от банковского, но также остается неизменным для своего сектора: Мужчина - 40-45 лет, женат, образование среднее, среднее специальное. Долг - 6,5 тыс. руб. Женщина - 45 лет, разведена, образование среднее, среднее специальное. Долг - 6 тыс. руб.
«Изменения параметров портрета должника по сравнению с прошлыми годами не коснулись половозрастных и социальных характеристик. Что касается качественных характеристик, состав заемщиков, особенно в период 2008-09 гг., действительно претерпел изменения и пополнился ранее добросовестными плательщиками, попавшими в сложные жизненные обстоятельства», - отмечают составители исследования.
В большинстве банковские должники признают наличие долга и выражают готовность сотрудничать (спокойная реакция) - 70%. Признание долга, но отказ от общения, уверенность в собственной безнаказанности (вызывающий тон) выражают 20%. Отказотобщения в принципе (категорическийотказ) - 3%
В качестве основной озвучиваемой причины при возникновении банковского долга выступает блок «сложных жизненных обстоятельств». Включает в себя: потерю работы - 40%; существенное уменьшение доходов - 23%; болезнь, травмы - 19% и переоценку своих возможностей - 18%.
Среди основных причин неоплат счетов ЖКХ чаще всего фигурирует то, что услуга не воспринимается как товар - подавляющее количество должников, а также недовольство качеством предоставляемых услуг - до 50% должников.