Рассматриваемая мера по увеличению земельного налога есть одна из комплекса мер по предотвращению неиспользования сельскохозяйственных земель. «На мой взгляд, большую озабоченность собственников должно вызывать упрощение процедуры возврата неэффективно используемых земель. Также сделайте поправку на сложившуюся систему правоприменения и представьте, к каким последствиям это может привести... Одно лишь увеличение налога не приведет к желаемому результату. Это типичная экстенсивная мера воздействия», - считает Тарас Игашов.
Если продуманный комплекс мер по предотвращению неиспользования сельскохозяйственных земель все же будет введен в действие, то количество предложения земельных участков может увеличиться, а цена на землю, соответственно снизиться.
Отвечая на вопрос: насколько сегодня земля на казахстанском рынке является объектом спекуляций? Тарас Игашов отметил, что исходя из практики его компании за последние годы, можно утверждать, что земельные участки сельхозназначения приобретают не с целью перепродажи, а с целью использования их по назначению или же с целью изменения их назначения и дальнейшего использования по новому назначению - жилищное строительство, «коммерция», промышленная застройка и пр.
«Происходит продажа земель конечному пользователю, а не перепродажа. Имеются землевладельцы, которые приобрели землю до кризиса, то есть недешево. Естественно, что они не видят смысла продавать дешевле, чем они покупали», - поясняет эксперт.
По его словам также есть другая категория землевладельцев, которые живут с продажи имеющихся у них земель. Ни те не другие не торопятся снижать цены на имеющиеся у них участки, возможно, что по этой причине цены на землю держатся на достаточно высоком уровне. «Не думаю, что это можно назвать спекуляцией в чистом виде. Понятно, что это тормозит развитие, но таковы реалии сегодняшнего дня», - заключил гендиректор консалтинговой фирмы ТОО "NPV".
Екатерина Корабаева