Почти 95% кампаний по продвижению брендов в социальных сетях оборачиваются провалами. Какие уроки можно из них вынести?
Два года назад Маттиас Кронер запустил в Германии необычный банк — Fidor bank. У него нет офлайн-отделений, общение с клиентами ведется через Интернет, а ставка по депозитам зависит от количества «лайков», полученных на Facebook за последний месяц.
Сообщество пользователей на сайте Fidor bank уже насчитывает около 200 тыс. человек. Стать одним из них можно, используя свой аккаунт в любой из популярных соцсетей. А если участвовать в обсуждении продуктов, консультировать других и проявлять иную активность, банк еще и приплатит. Он ориентирован преимущественно на работу с платежами в Интернете. Но этим дело не ограничивается. Пользователи могут предоставлять друг другу кредиты, заключать пари на фондовые индексы, скидываться на какой-либо социальный или коммерческий проект, брать ссуды, покупать и продавать валюту и драгоценные металлы. «В нашем подходе очень мало IT-составляющей, — поделился Маттиас Кронер с корреспондентом журнала «РБК». — Главное — это новый взгляд на общение с клиентом».
Пример немецких предпринимателей показателен: многие пытаются освоить современные способы коммуникации с потребителями, чтобы выбиться из толпы и стать заметными. Даже если по сути сказать нечего, бизнесмены все равно присутствуют в социальных сетях. «LinkedIn мы используем для позиционирования компании как привлекательного работодателя, отстраиваем HR-бренд. А Facebook — для продвижения нас как корпорации, активно занимающейся внедрением новых знаний для бизнеса, и для рекламы наших продуктов. В частности, публикуем материалы, вышедшие в традиционных СМИ, где наши специалисты по созданию блендов и купажей дают советы, как употреблять чай, рассказывают о его пользе и т.д.», — объясняет Кирилл Лубнин, директор по внешним связям компании «Май».
Мода на продвижение в Интернете за считаные годы заразила многих. И если лет пять назад выделить рынок маркетинга в социальных сетях (Social Media Marketing, SMM) было практически невозможно, то сегодня он вырос до серьезных цифр. В нашей стране его объем по итогам 2011-го составил 2,98 млрд рублей. К такому выводу в исследовании «Экономика Рунета» пришли специалисты Российской ассоциации электронных коммуникаций и НИУ ВШЭ. Они прогнозируют, что в 2012-м рынок увеличится еще на 40%. Популярность прямой рекламы в соцсетях обусловлена тем, что по идее она должна попадать точно в цель благодаря данным о пользователе, которые тот размещает в своем профайле (возраст, образование, место работы и пр.). Однако насколько эффективна такая коммуникация на деле, никто сказать не берется: до сих пор не выработаны стандарты оценки кампаний в соцсетях и формулы расчетов рентабельности вложений. Поэтому бизнесменам ничего не остается, кроме как верить положительному опыту коллег. И заметим, красивых и убедительных примеров продвижения немало. Провалов, впрочем, тоже.