Вообще-то отечественные работодатели должны быть счастливы. Законодатель не определил им, как они могут поощрить сотрудников. По крайней мере, методы поощрения не определены в Трудовом Кодексе.
Цель этой лекции - помочь работодателям, рассказать им о некоторых возможностях, которые у них есть.
(Начало лекции см. здесь)
Привилегии и вознаграждения
Есть три вида предоставления чего-либо, кроме заработной платы, сотрудникам. Это признание, привилегии и вознаграждения.
Признание - это когда руководитель или коллектив дают понять сотруднику: «Мы тебя видим! Ты классный!». Это делается через различные публичные инструменты – грамоты, доски почета и пр.
Привилегии - это то, что сотрудники получают вследствие того, что они являются сотрудниками именно этого предприятия и/или находятся на той или иной должности: подвоз на работу и обратно, бесплатные обеды, страховки, возможность купить продукцию компании по льготной цене или получении некоторого ее количества бесплатно, возможности заниматься спортом, возможности учиться, детские учреждения и собственные больницы, школы, и т.д. Кроме того, в зависимости от должности, сотрудники могут иметь привилегии пользоваться бизнес-классом в самолете или служебной машиной, в том числе и для личных нужд.
Привилегии часто называют "социальным пакетом", но фактически это компенсационный пакет, частью которого является заработная плата. Заработная плата и весь компенсационный пакет выдается сотрудникам за стандартное и хорошее исполнение служебных обязанностей по своей должности. При этом стоит напомнить, что заработная плата - это возврат долгов сотруднику, т.е. сотрудник работает в аванс и только затем получает компенсацию за свой труд. Таким образом, компенсационный пакет вместе с заработной платой не мотивирует сотрудника к развитию, он скорее стабилизирует трудовое поведение, потому что сам стабилен.
Привилегии
Привилегиями считаются материальные и иные выгоды, получаемые сотрудником вследствие его принадлежности к данной организации (бесплатные обеды) или занимаемой должности внутри организации (служебный транспорт). Привилегии, как правило, не привязываются к результатам труда и в этом смысле являются как бы продолжением заработной платы.
Привилегии можно разделить на категории:
Обусловленные законодательством: социальное страхование, пособие при увольнении, пособие по болезни. Эти привилегии становятся мотивирующими, если организация увеличивает их размер по сравнению с требуемым законом.
Связанные с выходом на пенсию: ранний выход на пенсию со значительной компенсацией, дополнительные платежи в пенсионный фонд, пенсии по болезни.
Связанные со страхованием: медицинское страхование, страхование жизни и здоровья и т.д.
Оплата за неотработанное время: оплачиваемые отпуска, выходные и каникулы, дополнительные дни к отпуску, оплата дней болезни, и т.д.
Есть и другие привилегии. Например: материальная помощь, бесплатные продукты компании, корпоративные скидки, униформа, бесплатные обеды, оплата образования, оплата путевок и т.д.
Привилегии могут быть разными, но не они повод для этой лекции. Повод - вознаграждения или то, что приводит к улучшению или изменению трудового поведения сотрудников, другими словами то, чего людям не хватает. А ведь для человека, напомним тоже, важно не то, что уже есть (компенсационный пакет), а то, чего не хватает.
Что такое вознаграждение
Вознаграждение - это не заработная плата. Вознаграждение это нечто иное. Вознаграждение сотрудник получает за "разумную инициативу и успехи", т.е. за нечто, находящееся за пределами его стандартных должностных обязанностей, но полезное для организации и достигнутое этим сотрудником. Более того, руководитель ОБЯЗАН вознаграждать сотрудника за это. Почему обязан, почему это не право? Дело в том, что именно вознаграждения указывают сотрудникам, как надо работать в дальнейшем. Т.е. вознаграждения приводят к улучшению результатов труда, а следовательно, к развитию организации.
Как вознаграждать
Вознаграждения всегда выдаются за конкретные результаты, иначе мы не сформируем нужных нам производственных ориентиров. Так, "премия" к Наурызу - это, скорее всего, другая форма выдачи зарплаты - ежегодная, так как выплачивается ни за что-то, а к дате. К этой же категории относятся "премии" к дням рождения и т.д. - эти деньги выплачиваются сотруднику не за достижения, а за то, что он дожил до определенной даты без очевидных ошибок и проступков. Для ясности мы бы предложили называть это все подарками фирмы.
Все способы вознаграждения можно условно разделить на материальные и нематериальные.
Экономическое вознаграждение
Его в свою очередь можно разделить на денежные вознаграждения (или премии) и ценные подарки. Денежные вознаграждения хороши тем, что нам не обязательно знать личные потребности нашего сотрудника. Выдадим ему деньгами и он сам купит то, что нужно.
С ценными подарками сложней - можно не угадать и подарить сотруднику не то, что ему надо, что может вызывать иронию, если не сарказм и уж точно демотивировать (вспомните бронзовую лошадь из "Служебного романа").
Почему же организации продолжают вручать ценные подарки? Причин несколько. Прежде всего, это инерция. Деньги в советские времена, считались чем-то «неприличным», и ценные подарки были альтернативой деньгам. И любая ВЕЩЬ во времена дефицита была важной. Но времена изменились.
Второй причиной может быть наше знание конкретных потребностей сотрудника. Тогда наш подарок будет к месту и принят с благодарностью.
Третья причина может возникать в тех случаях, когда крупная компания закупает что-то для подарков большой партией по оптовой цене, да еще и со скидкой. В этом случае появляется возможность вручить серьезные подарки, которые тоже будут встречены с благодарностью.
Четвертый случай - это путевки на лечение или отдых. Они уместны, если мы хотим, чтобы наши сотрудники восстановили силы и лучше работали. Если этим сотрудникам выдать деньги, то они, возможно, будут истрачены на что-то другое. Это не выгодно предприятию.
Еще один случай - это когда денег выделено мало, а вознаградить надо. Тогда закупается нечто большое по размеру, заметное и дешевое.
Кого вознаграждать подарками
Западные источники говорят, что линейных сотрудников лучше вознаграждать деньгами. Вряд ли мы можем учесть их материальные потребности.
Иная история с руководителями и сотрудниками, которые каким-то образом представляют компанию за пределами организации. Здесь ценные подарки уместны - раз эти сотрудники представляют фирму, они должны быть подобающим образом одеты, носить соответствующие аксессуары, ездить на машинах соответствующей цены, жить в определенном районе и т.д. Если мы выдадим этим сотрудникам вознаграждение деньгами, то эти деньги могут быть потрачены на что-то нам неизвестное, а если мы купим руководителю или сотруднику машину, то на этой машине он будет ездить на встречи, на отдых и т.д. Это будут видеть люди, в том числе и значимые для компании, и делать выводы.
Нематериальное (социальное) вознаграждение или социальное признание
Нематериальные вознаграждения часто называют моральными.
Доски и Книги Почета.
Исследования говорят, что сотрудники больше всего ценят публичное признание их заслуг. Не заработную плату. Дело в том, что заработная плата приоритет только тогда, когда ее нет. А если она уже есть, появляются другие приоритеты. Мы считаем, что и Доски, и Книги надо возрождать, может в несколько другом виде и под иными названиями. Но важна суть приема мотивации.
Появление электронной почты дает нам еще один инструмент. Это циркулярная рассылка благодарностей или вывешивание их на электронных досках объявлений.
Благодарственные письма
В советские времена интересным инструментом вознаграждения были благодарственные письма. В армии их писали командиры частей родителям солдат, руководители предприятий - родителям молодых специалистов и рабочих. Что мешает возродить этот инструмент? Представьте, что произойдет, если родители сотрудника получат благодарственное письмо. А если дети получат письмо, в котором хвалят их родителей, а если внуки получат письмо про дедушку или бабушку с советом брать с них пример? Положительных эмоций будет много.
Устная публичная благодарность.
Знаем же, «доброе слово и кошке…» Ведь не жалко. Заслужил сотрудник, есть смысл громко и публично сказать "Спасибо".
Вымпелы и сертификаты.
«Лучший сотрудник» квартала или года - такой сертификат или вымпел могут неплохо стимулировать.
Знаки внимания сотрудникам
В зарубежной литературе мы столкнулись с еще одним интересным методом вознаграждения. Суть его в том, что начальник достаточно высокого уровня приглашает сотрудника с семьей на обед или ужин в дорогой ресторан.
Возможностей для фантазии при определении способов вознаграждений много. Границы очень условны. Просто хочется еще раз напомнить руководителям, что они обязаны поощрять сотрудников. А значит, обязаны определять способы и методы. В чем мы им и желаем успехов. Надеюсь, размышления на эту тему будут приятны руководителям.
Сергей Филин, доктор делового администрирования