Город Инвернесс, который неоднократно упоминается, к примеру, в сериале «Чужестранка», ничего особенно выдающегося по сравнению с другими местами шотландского Нагорья собой не представляет, однако всего в двух часах езды от него расположен уникальный природный объект — заповедник Алладель.
В древности на территории Каледонии или современного Алладеля росли высоченные шотландские сосны и дубы, но, когда британцы принялись хозяйничать в Шотландии, от их действий пострадала не только культура страны, но и ее природа.
Как известно, после Второго якобитского восстания система шотландских кланов была фактически уничтожена, гэльский язык практически исчез из обращения, да и символика тартанов потеряла свою смысловую наполненность.
С заповедными лесами британцы тоже особенно не церемонились — сосны и дубы безжалостно вырубались.
Довершила же разрушение эко-системы Каледонии неизбежная индустриализация Нового времени, так что к 2003 году заповедник Алладель представлял собой весьма печальное зрелище.
Однако сегодня Каледония возрождается, и, когда оказываешься здесь, даже не верится, что еще 10 лет эта область мало чем напоминала дикие леса Шотландии.
Все изменилось после того, как восстановлением заповедника плотно занялся Пол Листер — британский миллионер, меценат и эко-филантроп.
Занятно, что происходит Пол из семьи, которая сделала свое состояние на торговле мебелью, а посвятить себя восстановлению эко-системы каледонских лесов Пол Листер решил после многочисленных путешествий по Африке.
Он продал семейный бизнес и, получив состояние в 50 миллионов фунтов, в 2001 году основал фонд TENT.
Основная цель организации — возрождение дикой природы, и сегодня фонд занимается восстановлением животного и растительного мира не только в шотландском Нагорье, но и в румынских Карпатах.
Алладель Пол Листер приобрел в собственность в 2003 году. Возрождением уникальной природной зоны занялся не в одиночку, а при участии специалистов университета Оксфорда WildCRU unit.
Вначале были восстановлены почвы заповедника, затем в Алладеле высадили 800000 деревьев, кстати, новые деревья тут высаживают до сих пор — каждый год в Каледонии появляется около 1000 новых саженцев.
Впрочем, Пол Листер занимается не только восстановлением природы, но и активно развивает эко-туризм. Сегодня в заповеднике открыт отель Alladale Wilderness Lodge and Reserve в стиле старинной шотландской усадьбы с панорамными окнами и каминами.
В плане развлечений в Алладеле все радости жизни на природе: можно пойти в однодневный поход, кататься а велосипедах, научиться верховой езде, заняться рыбалкой (в местных реках водится лосось), а также отправиться на сафари в компании рейджеров.
Надо сказать, сафари в Алладеле мало чем уступают африканским. Да, антилоп и жирафов нет, зато в заповеднике водятся пугливые красные олени и черные вепри — те самые, на которых шотландцы в старину охотились с риском для жизни, кстати, при встрече с вепрями нужно быть крайне осторожным — животное-то весьма агрессивное. Имеется тут и стадо лосей, они пасутся близ тайного водопада.
Во время прогулок по лесам Каледонии опасаться стоит и …. зайцев. Точнее заячьих нор — попадешь в такую ногой, и можно запросто лодыжку подвернуть.
Кстати, в целом во время прогулки лучше внимательно смотреть себе под ноги и по сторонам, тогда есть вероятность заметить, как ушастые выглядывают из нор и быстро ныряют к себе в домики при вашем приближении.
Водятся в Алладеле и мохнатые рыжие шотландские коровы, обычно они лениво лежат на полях и на туристов обращают самое незначительное внимание, а вот куропатки, напротив, на тех, кто тревожит их покой реагируют нервно, могут выпрыгнуть из кустов и начать бежать по дорожке прямо перед вами.
Встречаются в Алладеле и орлы, красные белки, а также дикие шотландские кошки — эти животные исторически водились только на островах Великобритании, и сегодня, как ни печально это констатировать, они находятся на грани вымирания.
Дело в том, что дикие кошки — отличные охотники, так что они наносили серьезный ущерб фермерам, поскольку таскали с их хозяйств кур, цыплят, кроликов и даже маленьких ягнят.
Так что, ничего удивительного в том, что фермеры диких кошек не любили и активно на них охотились нет, вот сегодня в стране и осталось всего около ста шотландских диких кошек.
Весит среднестатистический шотландский котик 7-9 килограммов, а приручить его невозможно ни при каких условиях.
Правда, увидеть кошачьих вы скорее всего не сможете, ведь эти животные ведут преимущественно ночной образ жизни.
Пол Листер, меж тем, мечтает, чтобы в Алладель вернулись волки, рыси и медведи, что также исторически обитали в этих краях, однако последний волк исчез из каледонских лесов еще в восемнадцатом веке.
Местные жители шутят, что не за горами танцы Листера с волками и называют его «человеком-волком», но, кто знает, миллионер-меценат — товарищ упорный, сумел же возродить Каледонию из небытия.
Кстати, в заповедник сегодня приезжают не только туристы, но и эко-энтузиасты. Они участвуют в программах по сохранению природы Шотландии и проводят курсы для детей, увлеченных темой экологии.
Между прочим, это очень популярный сегодня в Европе формат летнего отдыха для детей — малыши не просто отдыхают на природе, живут в палатках и сплавляются по рекам, но и заодно высаживают деревья, а также изучают местную фауну, общаясь в естественной среде с ее представителями, например, с белками. Отдых с пользой для окружающей среды получается.