Анализ обеспеченности Казахстана сетью железных дорог в сравнении с другими странами мира показывает значительное отставание в плотности сети в расчете на 1000 кв. км территории. Плотность железных дорог в Казахстане составляет 5,5 км/1000кв. км, тогда как в России – 5 км/1000 кв. км, в Канаде эта цифра равна 6,7 км/1000 кв. км, в США 27,7 км/1000 кв. км. Отставание Казахстана от европейских государств составляет в 5-20 раз. Однако плотность железнодорожной сети в пересчете на показатели Казахстана в сравнении с государствами ЕС отстают от Швеции и Финляндии, но превышают уровень всех остальных развитых европейских государств.
Соответственно показатели Казахстана в несколько раз превышают показатели стран Азии. Чтобы соотвествовать европейским стандартам перевозок «КТЖ» с участием компании Интеррейл и АНЭК ведет проект «Электронный поезд». Проект должен ускорить прохождение таможенных процедур на границе, с помощью предварительного информирования через электронный документооборот. Благодаря этой системе можно ожидать исключение задержек поездов и минимизировать контакты и коррупцию.
Инфраструктура железнодорожного комплекса сложилась под влиянием двух факторов: во-первых, это рост межрегиональных и межреспубликанских перевозок, во-вторых, рост транзитных грузопотоков. В то же время, в Казахстане до настоящего времени недостаточно развита железнодорожная сеть для грузоперевозок между областями республики.
Исполнительный директор транспортно-логистической ассоциации “Kazlogistics” Мукушев Канат отметил, что проект «Электронный поезд» ускорит и упростит процедуру оформления документов для доставки грузов из Китая в Европу. Также он отметил, что этот проект позволит выработать схему взаимодействия перевозок между разными видами транспорта. Если верить организаторам, то благодаря таким проектам как «Электронный поезд» все документы будут в электронном виде и это будет способствовать ускорению процесса перевозки грузов.
Ардак Камал