Недавно из Швейцарии вернулась директор специализированной физико-математической школы-интерната «Келешек РСФМСШИ» Жанна Сабурова. Там она получила международную награду как лучший руководитель частной школы. Корреспондент Profinance.kz записал эксклюзивное интервью с именитым педагогом, под чутким руководством которого делали первые шаги многие государственные деятели, в числе которых Карим Масимов и руководители других министеств.
- Жанна Камылбаевна, Вы побывали во многих странах, познакомились с международным опытом. Какие недостатки есть у отечественного образования в сравнении с другими государствами?
- Основная наша ошибка - это то, что мы слепо переводим западные образцы. Это неправильно. Мы не должны забывать свою народную педагогику, свои корни, свои историю, литературу. Если сказать, что мы европейцы – это не так. Мы никогда не станем ими. Настоящими. Как и европейцы не станут казахами.
- Какие же все-таки отличия?
- Самое обидное – наша молодежь не нацелена. А в Японии, например, это прививают почти с пеленок. Я была в их детском саду, там трехлетний ребенок гладит утюгом, другой режет хлеб. А у нас что происходит? Мы боимся всего. Мы не хотим, чтобы ребенок ножницы держал, иголку с ниткой. Этот страх взрослых затем порождает безвольность у детей.
- И как же можно решить эту проблему?
- Нужны хорошие педагоги, с горящими глазами, с искоркой, чтобы любили детей. Они сами должны знать все предметы и не отставать от молодежи. Сейчас же мы видим, что дети в отдельных моментах ушли вперед.
- Профессия учителя у нас не очень выгодная с точки зрения финансов…
- Как руководитель я забочусь о своих педагогах. Я должна обеспечить их материально, чтобы они не переживали из-за бытовых вопросов. Когда мы ищем нового учителя, я обязательно знакомлюсь с личным делом. Некоторые в двух местах работают, что получать нормально. И если я вижу, что человек толковый, я ему говорю: хотите эту зарплату я заплачу вам вдвойне и помогу дальше расти – вы научной работой будете заниматься. Я готова в них вкладывать, потому что это отразится на знаниях детей. А такой учитель, который смотрит на часы и ждет, когда закончатся 45 минут, мне не нужен.
- В этом году в Министерстве образования заявили, что учителя смогут самостоятельно выбирать учебники для программы. Как Вам такое нововведение?
- Толку-то, что нам разрешают выбирать? Нам запрещают вносить в программу российские учебники, но без них тяжело. А казахстанские учебники – они же каждый год меняются. Как руководитель школы я устала покупать каждый год учебники. В этом году нам говорят: издательство «Мектеп», а на следующий год – уже «Атамура». Берем учебник такого-то автора, а на следующий год нам говорят, что он уже не подходит. В чем проблема тогда? Зачем выпускать такие учебники? Я хочу, чтобы у нас были стабильные учебники. А посмотрите на вес рюкзака. Каждый день школьники таскают по 10 кг. Хотя сами весят по 30 кг. Заработать сколиоз – это запросто. Мы стараемся по-своему это исправить. Ставим спаренные уроки, просим учеников, чтобы они носили по одному учебнику на парту.
- Спасибо за разговор.