Дым из выхлопной трубы может рассказать о многом. Например, дым голубого цвета - признак сгорания масла, попадающего в цилиндры. Но на содержание окиси углерода в выхлопе этот процесс практически не влияет. Ведь известно, что СО - газ без цвета и запаха, чем он, собственно, и коварен: отравление может наступить неожиданно.
Не случайно и то, что при проверке нового, с конвейера, автомобиля, абсолютно недымящего, его регулировку довольно часто бракуют из-за того, что норма содержания СО намного повышена.
Причина заключается в том, что мотор работает на излишне обогащенной смеси, приготовленной неверно отрегулированным карбюратором. Ну а если смесь переобогатить (это бывает из-за неисправностей в системе питания), она сгорает так плохо, что в выхлопных газах обильно выпадает сажа: из глушителя идет густой черный дым. Проверить его на содержание окиси углерода бессмысленно - норма превышена в несколько раз. Вдобавок падает мощность, а расход топлива возрастает чуть не вдвое по сравнению с нормальным.
Такое случается, если мастер перепутал в карбюраторе главные жиклеры и в первую камеру установил жиклер из второй, с большей производительностью. Не лучше, когда воздушный фильтр забит грязью, замаслен настолько, что едва пропускает воздух. Или в корпусе воздухоочистителя забыли тряпку. Еще хуже, если не держит (пропускает топливо) запорный клапан - игла поплавковой камеры.
Иногда на холостом ходу мотор не дымит, а при резких перегазовках летит черная копоть. Известно, что ускорительный насос, включаясь в работу при разгоне, дополнительно обогащает смесь, однако на холостом ходу при правильном его составе (достаточно бедном) копоти не должно быть и при перегазовках. Ну а если смесь уже на холостом ходу богатая - черный дым при резком добавлении газа закономерен.
Итак, дым за выхлопной трубой может рассказать о многом. Однако в холодную погоду, особенно зимой, с выводами не надо спешить - в выхлопных газах интенсивно конденсируется влага, образуется облако тумана, искажающее истинную картину.