Автомобиль создан, для того чтобы ездить, но если ему предстоит простоять некоторое время по тем или иным причинам, следует помнить о некоторых нюансах.
Речь не идет о зимовке, во время которой может лишь немного разрядиться аккумулятор, речь о простое длиною в год и более.
Масло
Современное автомобильное масло имеет длительный срок хранения и пригодно для эксплуатации на весь срок, указанный на упаковке производителем. Это действительно верно до момента начала его эксплуатации. Но как только вы его залили в двигатель, коробку, трансмиссию и т. п. и оно начало работать, эти сроки нужно пересмотреть. По сути, современные масла состоят из основы (непосредственно масло) и различных присадок (чистящие, моющие, стабилизирующие и т. д.). Вот эти самые присадки и вступают в реакцию как между собой, так и с элементами трансмиссии или двигателя при высоких температурах. Они в дальнейшем могут окисляться и приводить к так называемому эффекту «расслаивания» продукта. При ежедневной эксплуатации этого не происходит по причине постоянного взбалтывания и перемешивания масла. А вот при длительном простое различные фракции могут оседать на дно поддона. Как пример можно взять водоэмульсионную краску. Наверняка каждый из вас видел, как при длительном хранении красящий пигмент оседает на дно емкости, а в верхней части остается абсолютно бесполезная жидкость.
Если запустить двигатель на таком масле, то его попросту можно угробить. Поэтому после длительного простоя автомобиля первым делом проверяем масла и, если надо, меняем. Бывалые водители советуют при длительном хранении автомобиля периодически, хотя бы один раз в два месяца, заводить автомобиль, прогревать и проезжать небольшое расстояние, 1-2 км.
Если масло пришло в негодность, решение есть только одно - поменять его, а заодно и все фильтры.
Бензин
Как ни странно, но все, что касается масла, касается и бензина (солярки). Кроме того, в баке может накопиться влага. Недаром бывалые водители советуют перед длительным хранением авто заливать только качественный бензин (солярку) объемом не меньше 3/4 бака. Это необходимо, чтобы при температурных перепадах на стенках не выпадал конденсат. Более или менее без проблем бензин сохраняет свои свойства до 1,5-2 лет (солярка - 1-1,5 года). Если машина хранилась дольше, рекомендуем заменить бензин (дизельное топливо) на свежее.
Аккумулятор
Он имеет свойство саморазряда. То есть даже если вы оставили автомобиль с полностью заряженным аккумулятором, то через некоторое время уровень заряда снижается. При коротких простоях этого практически незаметно, а вот за год или более он может сесть полностью. Рекомендуется раз в 1,5-2 месяца подзаряжать аккумулятор до полного заряда. Если вы выполняете рекомендации по маслу и периодически запускаете двигатель, он будет заряжаться генератором.
Жизнь аккумуляторной батареи - 5-7 лет. Если в ваши руки попал более древний раритет, то без покупки нового не обойтись.
Уплотнительные резинки и сальники
За время длительного хранения все смазочные материалы стекают в поддон. Сальники, освобожденные от защиты масла, подвергаются воздействию воздуха, пересыхают, теряют эластичность и, как производное, трескаются. Это приводит к течи масла в местах их установки. Рекомендация та же, что и в пункте первом. Периодическая работа мотора позволяет маслу смазать сальники и предотвратить их старение. Если автомобиль вам достался по наследству и слой пыли на нем можно снимать лопатой, то, скорее всего, вас ждет достаточно дорогостоящий процесс полной замены всех сальников, прокладок и уплотнительных резинок.
Шланги и бензопроводы
Этот пункт касается автомобилей, которые подверглись хранению сроком более 4-5 лет. В большинстве случаев резина, из которой сделаны шланги, потеряла свои свойства и растрескалась. И если даже визуально этого не видно, неприятность может ожидать в пути. Приятного мало, когда где-нибудь на загородном шоссе лопается шланг охлаждения или, не дай бог, бензопровод. Пожара вам только не хватало. Решение оспариванию не подлежит. Оно однозначно – замена.
Тормозная жидкость
Вещество само по себе очень гигроскопично. То есть имеет свойство накапливать влагу. При эксплуатации автомобиля тепло от тормозных дисков и суппорта передается жидкости. Сама по себе она стойкая к температурам, но накопленная в ней влага может закипеть. Образование пара в системе может привести к потере тормозов. Даже в режиме постоянной эксплуатации автомобиля производители рекомендуют менять тормозную жидкость не реже одного раза в два года. Для собственной безопасности лучше всего поменять ее перед «реанимацией» автомобиля.
Тормозные диски и колодки
При длительном простое тормозные диски покрываются ржавчиной. Рекомендуется проехать какое-то расстояние на небольшой скорости, притормаживая. Это позволит очиститься тормозным дискам от ржавчины.
Если автомобиль простоял более трех лет, обязательно проверьте состояние тормозных колодок. Встречаются случаи, когда накладки отстают от основы. В этом случае необходимо заменить их на новые.
Уплотнительные резинки окон и дверей
Что здесь можно посоветовать? Если машину на хранение вы сопровождаете лично, смажьте их все силиконом и повторяйте сей процесс регулярно, как минимум один раз в год. Ну а если они уже пришли в негодность, то любой авторынок предложит вам широкий выбор уплотнителей для любой марки и модели.
Электропроводка
Проверьте визуально там, где это возможно, нет ли оголенных проводов. Практика показывает, что вечные спутники человечества мыши и крысы с удовольствием объедают оплетку. Если неприятность обнаружена, а повреждения несущественны, обмотайте место повреждения изолентой, в ином случае поменяйте провода на новые.
Последний совет: после того как машина будет полностью готова к эксплуатации, не поленитесь сделать в ней тщательную уборку. Накопленная годами пыль может вызвать у вас или членов вашей семьи аллергические реакции. Да и находиться в чистом салоне намного приятнее.