Рекомендуем
×
Стоит ли объяснять значимость благотворительной деятельности? Стоит ли напоминать о том, что поддержка нуждающихся – долг каждого? С появлением социальных сетей легче стало доносить мольбу о помощи, рассылать информацию всех знакомым и просить их о том же, но, к сожалению, сейчас сложнее  достучатся до сердца человека через текст на мониторе. И дело даже не в том, что черствость и холод камня – удел многих, а в том самом мониторе, через который чувства не передать. Читать далее

Борьба за рынок

Профессиональный опыт и знания нефтесервисных компаний Казахстана значительно выросли за последние годы. Однако для дальнейшего развития рынка требуется решение ряд проблем, о которых «&» рассказал председатель Союза сервисных компаний Казахстана «KazService», Алмас Кудайберген.

Могли бы вы обозначить размеры сервисного рынка Казахстана?

Согласно результатам исследования, проведенного журналом National Business, на 500 крупных компаний Казахстана приходится не менее 100 сервисных компаний, не считая производителей нефтегазового оборудования.

Если посчитать вклад этих компаний в ВВП, то он составляет более 5%. Это в основном казахстанские компании, а также филиалы (дочерние фирмы) зарубежных компаний. По нашим расчетам, в стоимостном выражении это не менее $5 млрд в год.

И много казахстанских компаний среди сервисных компаний?

Сейчас в Казахстане реализуется огромное количество нефтегазовых проектов. Такие проекты обслуживаются и казахстанскими сервисными компаниями. Рынок является фрагментированным, предоставляются очень разные услуги. Но в целом нефтесервисный рынок можно условно разделить на три уровня по технологической сложности:

первый – выполнение базовых работ: строительство зданий, дорог, транспортировка несложных грузов, организация питания. Здесь рынок более или менее освоен местными компаниями, а иностранные компании, если и присутствуют, то не так активно, как в 1990-е;

второй - строительство береговых промысловых объектов, перевозка тяжеловесных грузов, прокладка трубопроводов, проведение буровых работ и пр. На данном уровне наблюдается явное доминирование зарубежных компаний, но есть и такие успешные казахстанские компании, как «ТенгизСервис», «Каспиан Оффшор Констракшн», «Тенгизнефтестрой»;

третий – выполнение таких трудных и наукоемких работ, как проектирование и строительство, глубоководное бурение, генподрядные работы и др., и здесь основная доля работы и продукции приходится на иностранные компании, такие, как «Шлюмберже», «Халибёртон», «Сайпем», «GATE», «ЭНКА» и т.д. Печально, что в настоящее время казахстанские компании выполняют самые малоприбыльные работы в этой сфере.

Нельзя ли увеличить количество компаний с высоким уровнем технологичности?

Многие технологии зарубежных сервисных компаний ушли далеко вперед, и догнать их компаниям из Казахстана или даже России не представляется возможным в ближайшие 10 лет.

Но некоторые высокотехнологичные работы казахстанские компании могут выполнять. Позвольте рассказать о том, как идет процесс обустройства месторождения и бюджет каких работы самый высокий.

По первоначальным работам, в частности по сейсмическим работам и разведке в Казахстане, есть компании, готовые выполнять работы по западным стандартам. Весь вопрос в том, что после этой стадии идет обустройство месторождения, которое забирает основной бюджет, выделяемый нефтяными компаниями.

В частности, на средних и крупных месторождениях работы «под ключ» отдаются зарубежным генподрядным компаниям, которые привлекают партнерские сервисные компании из-за рубежа.

Если посмотреть, то в Казахстане уже формируются крупные генподрядные компании, которые теоретически могут взять работы «под ключ», просто им требуются определенное содействие и поддержка со стороны государства. К таким компаниям я могу отнести «Мехстройсервис», «Ерсай Каспиан Контракторс», НСС и т.д.

Далее идет процесс технического обслуживания месторождения, бюджет которого за 15-20 лет иногда может превысить бюджет строительства. И сложилась такая практика, что техобслуживание месторождения забирает та компания, которая строила, или компания, которая по технологичному вооружению и оснастке близка к ней, и это в основном зарубежные компании.

Расскажите о самых острых проблемах сервисных компаний.

У сервисных компаний, как у всех казахстанских фирм, существуют одни и те же проблемы, но я бы уделил внимание нескольким из них.

В первую очередь, это вопрос кадров. Для быстрой и качественной реализации проектов очень важно иметь достаточное количество квалифицированных кадров. А что у нас?

В основном это неквалифицированные рабочие, которым необходимо проходить процедуру переподготовки, чтобы соответствовать жестким стандартам качества, безопасности, экологии. Это касается «синих воротничков».

С другой стороны, подготовка технического состава. К сожалению, основная масса казахстанских вузов выпускают кадры, которые нужно еще несколько лет переучивать.

Почему это важно? Если не будет местных кадров, то нефтяные и сервисные компании будут привлекать зарубежные кадры. К примеру, некоторые зарубежные рекрутинговые агентства прогнозируют, что для реализации второй фазы Кашагана, проектов расширения ТШО и Карачаганак, потребуется импортировать около 100 000 специалистов, и если учесть, что в среднем специалист будет работать один год со средней зарплатой $15 тыс. в месяц, то получается, что вышеуказанные специалисты вывезут из страны порядка $15-20 млрд за 7-9 лет.

И это еще не пессимистический прогноз, так как есть специалисты, которые получают более 1500 долларов в день, и я не уверен, что соответствующие государственные органы располагают подобной информацией. К сожалению, в министерствах не всегда работают люди с опытом работы в реальном секторе, и Союзу иногда бывает трудно донести до них информацию.

Мы надеемся на реализацию программы «Болашак», тем более что глава государства порекомендовал молодым выпускникам этой программы работать на индустриализацию страны, и я уверен, что определенная часть будет работать в нашем секторе. Как Союз мы будем активно содействовать трудоустройству кадров в сервисных компаниях.

А другие проблемы?

Если посмотреть, существует большое количество органов, которые занимаются казахстанским содержанием, это МИНТ, МНГ, МФ, нефтяная компания КМГ, регулятор PSA при Миннефти газа, есть НАДЛОК, есть Контрактное агентство при МНГ, «Самрук-Казына Контракт» при фонде «Самрук-Казына», но на самом деле нет ни одного института с реальными полномочиями и единой координацией. Здесь сидят 30 человек, там сидят 50 человек, в регуляторах сидят еще несколько человек, и так все отвечают за казахстанское содержание.

Получается как в известной поговорке, «у семи нянек дитя не кормлено». Полномочия распылены, соответственно, спроса нет.

Мое мнение – давайте укрупнять и объединять эти агентства и ведомства, на базе МНГ или МИНТ, не важно, главное, чтобы это было ведомство с реальными полномочиями.

И сервисные компании не всегда знают, к кому обращаться за содействием, для этого Союз содействует. Реальный пример: по одному тендеру наша мангистауская буровая компания проиграла. Она не знала, к кому обратиться с жалобой, обратилась в Контрактное агентство при МНГ, где сказали, что данная нефтяная компания к ним не относится, а регулируется «Самрук-Казына Контракт», т.к. там доля КазМунайГаза, в результате было потеряно драгоценное время.

А есть ли эффект от проводимой государственной политики по увеличению местного содержания?

Сейчас государство проводит работу по увеличению местного содержания, иногда «нагибая руки» нефтяным компаниям. Но на самом деле у нефтяной компании нет задачи создавать производства.

На мой взгляд, государству необходимо урегулировать вопросы увеличения местного содержания с генеральными подрядчиками, так как именно они, за исключением некоторых, получают всю прибыль и выводят ее из Казахстана, не инвестируя в обучение, модернизацию, оборудование, организацию производства.

Есть некоторые зарубежные сервисные компании, которые за годы работы получили более $1 млрд чистой прибыли, а где и что они после себя оставили, кого обучили, какое производство поставили? Никто не знает, потому что этого нет.

Тогда почему эти зарубежные компании получают контракты и как идет распределение контрактов?

В крупной нефтяной компании есть контрактный и инженерный департаменты, которые отбирают подрядчиков, скорее всего среди зарубежных, даже если они не работали в Казахстане. Есть реальные примеры этого. Посмотрите, кто выполняет сейчас генподрядные работы? Зарубежные компании, которые также стараются привлечь своих субподрядчиков из-за рубежа. Вследствие чего возникают вопросы по высокой заработной плате их сотрудников, о том, что они не обучают и не готовят местные кадры, что все привозят из-за рубежа.

Более того, мы слышим от некоторых казахстанских компаний о «недостаточно правильных схемах» распределения контрактов в некоторых нефтяных компаниях, в том числе крупных зарубежных.

При этом некоторые зарубежные нефтяные компании говорят про высокие этические стандарты, заставляют подписывать «кодексы чести» и учат казахстанские компании, как бороться с коррупцией, но на самом деле не могут проконтролировать на должном уровне работу своих подразделений.

Во всех нефтегазовых странах, как я успел заметить, государство - сторонник того, чтобы работу выполняли местные генподрядные компании, конечно, привлекаются узко-специализированные зарубежные компании, но уже только на субподряд. Зарубежные правительства на этом настаивают при переговорах с нефтяными компаниями и при выдаче лицензий на добычу и разведку.

Я думаю, не нужно бояться того, что эти жесткие переговоры испортят инвестиционной климат, очень много сервисных компаний, которые хотят выполнять строительные работы, в мире не так много мест, где можно заработать очень хорошую прибыль.

И как же увеличить уровень казахстанского содержания в проектах?

Технологические решения для крупных проектов уже закладываются на этапе проектирования, и если казахстанские компании не успели влиться в этот процесс, то потом, на более позднем этапе, мало что можно будет изменить.

 В связи  с этим мы выступаем с инициативой о том, чтобы проектирование осуществлялось в Казахстане, чтобы в этом процессе участвовали не только 1-2 местных института, а гораздо большее количество. В этот процесс должны вовлекаться все проектные компании.

С другой стороны, у государства должна быть политика подготовки крупных сервисных компаний (EPC подрядчиков), национальных чемпионов, через это проходили все нефтегазовые страны. Мы не говорим о поблажках, мы просим, чтобы предоставлялись равные возможности.

Еще один инструмент - заключение долгосрочных контрактов, как делают за рубежом, даже в той же Норвегии, где заключаются контракты, например на техобслуживание, на несколько лет.

Хотелось бы привести позитивный пример ТШО, который является одной из прогрессивных компаний, так как идет навстречу местным поставщикам товаров и услуг. Чтобы каждый год не проводить тендер на одни и те же работы, они проводят тендеры и заключают «мастер-контракты» по схеме «3+2+2», т.е., проработав успешно 3 года, можешь работать еще 2 года.

Таким образом, предприниматель не боится под этот контракт привлекать кредиты, проводить модернизацию, обучение. Есть стабильность в работе компании - есть стабильность в семье работников.

Но, к сожалению это единичный случай, большинство сервисных компаний живут от контракта к контракту и не знают, будут ли работать в следующем году, будут ли объемы.

Существуют ли в нашей стране компании, которые могут конкурировать с зарубежными компаниями?

Профессиональный опыт и знания нефтесервисных компаний Казахстана значительно выросли за последние годы. Некоторые компании оснащены новейшими технологиями и оборудованием международного уровня, способны конкурировать с аналогичными международными сервисными компаниями по качеству и объему выполняемых работ на рынке Казахстана.

У нас принято всегда поддерживать экспорт товаров, вместе с тем развитые страны уже давно перешли к поддержке экспорта технологий, услуг. Общеизвестно, что развивать необходимо только те направления, в которых мы имеем конкурентное преимущество. Это обслуживание и развитие нефтегазовых комплексов как в Казахстане, так и за его пределами. Так, казахстанские подрядчики могут работать на рынке стран Центральной Азии, у нас есть все возможности для этого. Также наши компании могут выполнять проекты в тех странах, где есть присутствие нашей национальной нефтяной компании.

В мире сложилась такая практика, что при входе (реализации проектов) на новый рынок крупных международных нефтяных компаний, данные фирмы «заводят» с собой аффилированные и партнерские сервисные компании и производителей. Такая практика наблюдалась при реализации экспериментальной фазы проекта Кашаган, когда оператор проекта «Аджип» «заводил» с собой огромное количество итальянских компаний, некоторые из которых вообще не имели опыта работы, кроме рынка Италии.

Посмотрите, кто сейчас является генеральным подрядчиком «Аджипа» на островах Кашагана - итальянские компании «Сайпем» и «Тоцци». Ладно, «Сайпем» это очень известная компания с огромным опытом реализации таких проектов, но «Тоцци» является сравнительно мелкой итальянской компаний, которая вне Италии практически не работает. Более того, такие компании «заряжают» «Аджип» по расценкам за человеко-часы, и, конечно, им выгодно, чтобы реализация проекта длилась как можно дольше. Все это ведет к удорожанию проекта и возмещению со стороны Казахстана за счет нефти.

Если вы слышали, что среди иностранных компаний проект Кашаган уже называется Cash and go, т.е. «зарабатывай огромные деньги и уезжай». Такая ситуация наблюдается и на других крупных нефтяных проектах Казахстана.

С другой стороны, к сожалению, до сих пор казахстанские сервисные компании не участвуют в крупных проектах АО НК «КазМунайГаз» и его дочерних организаций вне территории Республики Казахстан. Наш Союз обращался по этому поводу в КМГ, но нам формально ответили, что закупки дочек КМГ за рубежом регулируются законодательствами этих стран. 

К примеру, по нашей информации, при реконструкции заводов «Ромпетрол» в 2009-2011 годах практически все работы на сотни миллионы долларов проводились неказахстанскими компаниями. Мы дальше будет продолжать работать в этом направлении, будем поднимать данный вопрос на уровень «Самрук-Казыны», правительства страны.

Для чего создан Союз и чем он отличается от других объединений?

Мы отличаемся от других объединений тем, что созданы специально для отстаивания и продвижения интересов сервисных компаний. Коллектив Союза состоит из 10 человек, членами Союза являются 30 крупных и средних сервисных компаний, которые работают на конечный результат и хотят внести вклад в развитие сектора.

В Союзе проводится ежедневная системная работа с министерствами, нефтяными компаниями, институтами развития, налаживаются взаимоотношения с зарубежными ассоциациями, планируется подписание ряда меморандумов. Таким образом, члены Союза легко могут выйти на зарубежных поставщиков через наших зарубежных партнеров.

Также Союз оказывает содействие в участии в тендерах путем информирования, презентаций, обращений.

Какие мероприятия планируете?

Одно из крупных мероприятий, которое мы планируем, это проведение 24 апреля этого года конференции «Казнефтегазсервис-2012» – площадки для обсуждения проблем, а также знакомство сервисных компаний с заказчиками. Еще одно направление конференции - это знакомство казахстанских компаний с зарубежными компаниями, которые ищут местных партнеров.

Дочитали статью до конца? Пожалуйста, примите участие в обсуждении, выскажите свою точку зрения, либо просто оставьте оценку статьи ;)

Следите за обновлениями сайта в социальных сетях Фейсбук или Твиттер.

Комментарии

25 апреля 2012 21:24
Я выпускник зарубежного ВУЗа, вернулся на Родину и сижу месяцы без работы так как мне не хватает нужного стажа, а местные компании предпочитают зарубежных специалистов. Зачем привлекать 100 тыс. зарубежных специалистов, обучите лучше нас выпускников с Казахстана, отправь те на стажировку в передовые компании. Дайте нам хорошие условия труда и мы вернемся и подымим Казахстан.
Добавление комментария
Имя:*
E-Mail:
или войдите через свой аккаунт:
Таймлайн