Привлечение иностранных инвестиций – важнейший вопрос экономики Казахстана. Поскольку финансовый кризис сократил возможности заимствования на западных рынках, страна обращается к альтернативным источникам. В то же время банки нефтедобывающих регионов Ближнего Востока обладают избыточной ликвидностью и ищут новые рынки. И хотя преимущества исламского финансирования до конца не очевидны, экспертов привлекают не только его инвестиционные возможности, но и экономическая целесообразность и эффективность (участие капитала в создании реальной добавочной стоимости), а также справедливость и этичность (высокое участие в рисках реципиентов банка). Об этом рассказал начальник управления финансового образования Комитета по развитию регионального финансового центра города Алматы Национального Банка Республики Казахстан Тимур Омаров.
Тимур Муратович, какой объем средств исламского финансирования (ИФ) привлечен к началу 2011 года? На какие цели они были направлены и были ли освоены в полной мере?
– Еще в первой половине 2000-х коммерческие банки активно занимались вопросами привлечения средств ИФ. К 2009 году практически все крупные БВУ привлекли в среднем от $50 млн. до 150 млн. Средства направлялись или на развитие собственных торговых операций, или шли на коммерческое кредитование отдельных видов бизнеса.
Если говорить о государственном привлечении инвестиций, то к 2009 году было подписано два межправительственных соглашения: об открытии отеля «Абу-Даби Плаза» в Астане и об открытии исламского банка. Проект отеля временно приостановлен, а первый исламский банк Al Hilal начал работу в марте 2010-го, и к марту 2011-го им было профинансировано около семи проектов (в сфере телекоммуникаций, торговли, строительства и др.) на сумму около $23 млн. Кроме того, в фонде «Самрук-Казына», совместно с Al Hilal Bank, рассматриваются вопросы финансирования некоторых проектов в рамках Программы форсированного индустриально-инновационного развития (ФИИР). В июле 2011-го Al Hilal Bank удваивает собственный уставный капитал с $30 млн. до 70 млн.
Также Казахстан работает с Исламским банком развития (ИБР). Компания «КазАгроФинанс», «дочка» нацхолдинга «КазАгро», получила от ИБР $30 млн. на приобретении в лизинг оборудования и техники для агропромышленного комплекса. Еще ИБР выделяет $400 млн. в рамках транспортного проекта «Западная Европа – Западный Китай» при его общей стоимости $3,5 млрд. Соответственно, к 2011 году без учета транснационального проекта в Казахстан было привлечено более $500 млн. средств ИФ.
Что касается размещения исламских денег, то не все идет так быстро и гладко, как того хотелось бы. Основную роль в этом играет фактор времени. С одной стороны, спрос имеется, с другой – работа с продуктами ИФ требует особого внимания, как со стороны агентов, так и со стороны их клиентов. Думаю, из общего объема средств ИФ было размещено 60-70%. Но успешность проекта ИФ измеряется не только в объемах привлеченных и распределенных средств. Например, Al Hilal Bank вошел в Клуб инвесторов и кредиторов при МИНТ. Клуб организован в целях аккумулирования финансовых ресурсов и распределения рисков между кредиторами для того, чтобы сделать финансирование проектов ФИИР более дешевым и доступным.
В Казахстане, кроме Al Hilal Bank, присутствуют и другие агенты ИФ. Как вы оцениваете их деятельность? И что вы скажете об уровне спроса на розничные продукты ИФ?
– Изначально, когда вопрос о привлечении ИФ только разрабатывался, ставка делалась больше на продукты, востребованные в национальном и корпоративном секторе. Закон, принятый в 2009 году, имеет ряд ограничений и упущений, связанных как с организацией ИФ, так и с деятельностью исламских банков. Развитие розничного ИФ будет зависеть от двух факторов: от наличия правовой базы по рознице (один из главных вопросов касается гарантирования депозитов) и от реального спроса населения на ИФ-продукты и, что важно, от понимания их сущности. С другой стороны, спрос на розницу будет зависеть и от самих исламских финансовых организаций. Как правило, когда компания выходит на новый рынок, перед ней стоит задача завоевать этот рынок. И в этой связи конкуренция ИФ с традиционными фининститутами позволяет создать привлекательный финансовый инструмент на условиях, более выгодных для потребителя.
С 2010 года функционирует общество взаимного халалного страхования «Такафул» в рамках действующего Закона РК «О взаимном страховании». Компания предоставляет два вида розничных услуг: добровольное медицинское страхование лиц, выезжающих за границу, и добровольное страхование от несчастного случая. По нашим сведениям за прошлый год, компания выписала более 70 страховых полисов. АО «Fattah Finance», которое оказывает услуги исламского финансирования с 2009 года, также ориентировано на розничный рынок. Совместно с малазийским госфондом Amanah Raya был создан специальный Хадж-фонд. В целом, Малайзия имеет богатый опыт (с 1970-х) развития исламских финансовых продуктов. В настоящий момент рассматривается возможность создания правовой основы для расширения спектра розничных продуктов ИФ. Ранее РФЦА, совместно с АФН, разработали законопроект по внедрению исламского страхования. В настоящее время, этот документ находится на обсуждении, до конца года его планируется внести в Правительство.
Планируется ли приход других компаний ИФ на казахстанский рынок в ближайшее время?
– Вопросы вхождения в страну обсуждались с несколькими банками, однако кризис внес свои коррективы. На данный момент об открытии представительства в Казахстане подтвердил малазийский банк Amanah Raya. Документация СП в составе Amanah Raya, АО «Fattah Finance» и Банка развития Казахстана уже согласована всеми тремя сторонами. Предполагаю, что до конца года этот банк уже начнет функционировать. Еще один участник исламского финансового рынка активно изучает вопросы вхождения на казахстанский банковский рынок, это совместный «Кувейтско-турецкий банк участия», являющийся лидером по предоставлению исламских банковских продуктов в Турции.
Были ли уже выпущены и размещены исламские ценные бумаги сукук?
– В мае текущего года Мажилис Парламента одобрил поправки в законодательство по вопросам организации исламского финансирования, которые позволят расширить список оригинаторов и сформировать необходимую нормативную правовую базу для возможности первого выпуска Казахстаном суверенных сукук на территории СНГ и ЦА.