Современный вуз в свете новых тенденций менеджмента и маркетинга представляется компанией, а ректор – стратегом с предпринимательскими способностями. Что должен предвидеть руководящий состав высшего учебного заведения? Как выстраивать концепцию развития? На эти и другие вопросы участники серии семинаров получили ответы в Международной академии бизнеса (МАБ).
Занятия для ректоров «MET-Uni» прошли в рамках совместного проекта Министерства образования и науки РК и МАБ – «MET Program» (Management Education Technology Program), целью которого является актуализация и углубление знаний в области менеджмента для эффективного руководства вузом в свете реализации Государственной программы развития образования РК на 2011-2020 годы.
Самое важное, чему учили ректоров – как управлять университетом в настоящее время так, чтобы он мог успешно конкурировать с мировыми и казахстанскими партнерами. Причем, такие задачи стоят перед национальными вузами, тогда как региональные преследуют иные цели, например, подготовку кадров для местных производств. Об особенностях семинара рассказал президент-ректор МАБа Асылбек Кожахметов:
- Как происходит назначение ректоров? Как правило, их назначают из удачных деканов, проректоров, которые не являются специалистами в области менеджмента или экономики. Среди них есть профессора из разных областей: биологии, химии, математики, информационных технологий, но не из менеджмента. А раз так, то, на наш взгляд, необходимо обучиться по программе МВА.
В крупнейших мировых компаниях мира прежде чем назначить на управленческую должность человека, его спрашивают о наличии МВА и это нормально. Управление стало профессией, а раз так нужно иметь для этого базовое образование. Это один аспект, почему правильным считаю то, что ректора должны проходить такое обучение. Нужно быть всегда в курсе событий. Я минимум два раза в год, если не учусь, не выезжаю на обучение, чувствую, что отстаю от жизни. Зачастую ты можешь не получить новых методов, навыков, но можешь получить свежую информацию, взгляд на жизнь, который даст идеи, как работать далее.
Возьмем для примера окно Джохари, согласно этой психологической модели есть понятие о том, что у каждого человека есть область, о которой он и не знает о себе и о ней не знают другие. Чтобы вытащить новые качества, а именно в это время происходит личностный рост, он должен быть в новой ситуации с новыми людьми, либо в неизведанной области, где должен потерять мундир и не быть в должности ректора. Попадая в стресс человек выявляет стороны характера, ранее неизвестные. Как правило, развитие происходит в некомфортных условиях.
Проведение семинаров - инициатива МОН РК, за эти два года министр Бахытжан Жумагулов серьезно улучшил юридическую сторону образовательного процесса, что работает на повышение качества. Проведено много структурных изменений, усилено ресурсное финансирование образования и теперь с 2015 года вводится автономность вузов. Раньше превалировало вертикальное управление, из центра, теперь управление передается вузам. На самом деле есть много ректоров, коллективов, которые не готовы еще взять ответственность. Хотелось чтобы наши ректоры рассчитывали на собственные силы и на силы своих коллективов.
Ректор Казахской национальной консерватории имени Курмангазы Жания Аубакирова призналась, что несколько лет назад восприняла бы идеи об управлении вузом как чуждые и абсолютно неподходящие для специфической сферы культуры и искусства. «Знаю опыт стран всего мира – творческие вузы почти не зарабатывают, но другое дело, что они себя должны презентовать, чтобы найти меценатов, спонсоров.
По мнению участников семинара, система образования переживает интересный этап – переход от количественного роста к качественному. Существующее количество вузов будет сокращаться – настолько высоки конкуренция и требования Министерства образования и науки РК. В таких условиях очень важным становится условие постоянного повышения квалификации. «Необходимо, чтобы вузы были конкурентоспособными, а наше образование востребовано в мире. Вот почему важно понимать вузовский менеджмент, знать передовые технологии управления. Причем, у региональных вузов стоят другие задачи – подготовка специалистов для отраслей и повышение конкуренции среди казахстанских учебных заведений. А студенты должны обучаться тем специальностям, которые сегодня востребованы на местном производстве. Уже введена практика, когда подписываются договора о сотрудничестве между вузами и компаниями. Этот передовой опыт нужно распространить по всей стране», - делился ректор Казахского университета технологии и бизнеса Такир Балыкбаев.
По словам доцента кафедры делового администрирования МАБа Гульмиры Курганбаевой,
ректора сейчас сами понимают важность необходимость обучения. Они имеют возможность сравнивать две модели управления вузом: западную и казахстанскую. «Как выйти на международный уровень, как конкурировать в регионе? Эти вопросы интересовали участников семинара. Мой курс посвящен системе сбалансированных показателей, который позволяет выстроить схему - от стратегии вуза к конкретному операционному планированию к ответственности каждого сотрудника по результативности. Современный вуз может рассматриваться как компания и если так, то ею нужно управлять, используя необходимые методы и инструменты. И университет должен обладать мощным потенциалом чтобы стандартизировать, усовершенствовать бизнес-процессы, для чего требуется стратегическое мышление, умение анализировать, выявлять тренды как в Казахстане, так и в мировом образовательном пространстве. Это даст возможность интегрироваться в мировую образовательную систему», - заключила Г. Курганбаева.
Жанар СЕКЕРБАЕВА