Мотивация – набившая оскомину тема. Кажется ну вот, опять про деньги говорят. Но на самом деле дело ведь не в деньгах. Дело в интересе!
Многие путают такие понятия как компенсация и мотивация, считая, что тут вопрос чисто денег: вот работа, вот мотивация. Не буду вдаваться в подробности, почему такая путаница имеет место быть в умах людей, наверное, потому же, почему глагол «платить» имеет производную «уплачено» . Давайте просто разберемся, что означает мотивация.
Мотивация - это внутреннее свойство человека, составная часть его характера, связанная с его интересами и определяющая его поведение в организации. Потому-то мотивация к выполнению работы – это предоставление людям возможности получить то, чего они желают, при условии, что они сделают то, чего ожидает от них организация!
Не секрет, что если в любой организации работает хотя бы 2 человека, то и мотивация у каждого своя. Грамотно управлять ею достаточно легко ввиду небольших размеров компании. В крупной же организации рядовых сотрудников много и учесть интересы всех и каждого немыслимо, поэтому для них разрабатывают типовую систему мотивации. Для топ-менеджеров, которых обычно легко пересчитать по пальцам, зачастую разрабатывают уникальную, присущую этой конкретной компании, систему мотивации.
Уникальность в данном случае это упор на самореализацию, ответственность, полномочия, нестандартность, драйв и многое другое, но, в конечном итоге, способствующее достижению результата. По результатам исследования, проведенного Школой управления «Nota Bene» среди управленцев высшего звена г. Алматы, основополагающими мотиваторами являются полномочия и ответственность (45%), реализация новых проектов / идей (27%) и полная свобода действий (12%). Что характерно, наличие зарплаты, бонусов и социального пакета практически не рассматривается как мотиватор, система компенсаций и льгот - это «необходимый фактор», который позволяет думать о работе и быть эффективным. Более того, чем выше доход топ-менеджера, тем менее интересны такие составляющие социального пакета как медицинская страховка, пропуск в фитнес зал и иные дополнительные альтернативы: «самое главное – это машина, дом и связь». Другими словами наличие машины с водителем, оплачиваемая аренда дома или квартиры и бесплатная сотовая связь и есть необходимый и достаточный инструмент в отношении льгот для большинства казахстанских топ-менеджеров. Дополнительные опции влияют на решение «быть или не быть», но не существенно.
Помимо основных мотиваторов, при выборе работы топ-менеджеры руководствуются прозрачной, простой и понятной системой материального вознаграждения. Для рядовых сотрудников зарплата играет наиважнейшую роль, где даже небольшой перевес в 5-10% может повлиять на выбор работодателя, в то время как для топ–менеджеров бонусы являются «реальным двигателем прогресса», т.к. рассматриваются как фактор признания достижения результата, профессионализма.
Самое главное при формировании системы мотивации это понимание, что мотивация это не просто зарплата и наличие каких-либо льгот, позволяющих не тратить свои «кровно заработанные», а сложная система внутренних и внешних факторов, позволяющих управленцам получить то, что они желают, конечно же, при условии, что они сделают то, что от них ожидает компания. Поэтому так важно знать кто ваши топ-менеджеры, чем они увлекаются и что их по настоящему мотивирует.