Следующие двенадцать месяцев могут приблизить мир к новой волне кризиса. По прогнозам Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), в 2013 году глобальную экономику ожидает дальнейшее снижение темпов роста. Если еще несколько месяцев назад организация прогнозировала своим участницам рост ВВП в предстоящем году на 2,2%, то недавно этот показатель был изменен на 1,4%. Поводом для этого послужили падение доверия инвесторов на кредитных рынках, сокращение бюджетных дефицитов во многих странах, а также торможение мировой торговли и высокий уровень безработицы.
Все это не сулит ничего хорошего и другим государствам, например, таким как Казахстан. Поскольку глобальный экономический спад чреват последствиями для всех. Как отмечает управляющий директор и член правления АО «ORKEN Invest» Дамир Сейсебаев, проблемы Европы и США давно уже головная боль многих стран мира. И если США и Европа не смогут решить свои проблемы, то они станут проблемами всех стран.
«Падение цен на сырье может привести к ухудшению экономических показателей, от этого пострадают банки, предприятия реального сектора. Произойдет отток иностранных инвестиций, тенге начнет падать, а на развитии фондового рынка можно будет поставить крест. Дальше перечислять последствия неприятно. Хоть пока об этом говорить еще рано, но все это может произойти в случае мировой рецессии», – делится г-н Сейсебаев.
В связи с этим важно, чтобы антикризисный план, над которым работает казахстанский Кабинет министров по поручению премьер-министра страны Серика Ахметова, оказался действительно эффективным. Пока же правительство решает эту непростую задачу, РБК ЦА решил узнать стороннюю точку зрения о том, каким должен быть план по спасению от кризиса.
Председатель совета директоров группы компаний RESMI Кайрат Мажибаев, например, заостряет внимание на необходимости и даже обязательности наличия блока инициатив, направленных на поиск точек роста и их фактическое вскармливание. «Суть фокусного подхода к ростовым возможностям наряду с классическими антикризисными мерами состоит именно в том, чтобы выйти из любого кризиса с обновленной и готовой к новым вызовам экономикой», – говорит г-н Мажибаев. Но, несмотря на очевидность этого, по его словам, большинство антикризисных программ сфокусированы только на смягчении последствий экономического урагана и его социальных последствий. «Как следствие, не происходит необходимого обновления экономического ландшафта. Качественного «апгрейда» структуры национальных экономик – тем более. Болячки лишь загоняются внутрь», – говорит он, добавляя, что чаще антикризисные программы отрицают какие-либо инновации и принципиальные изменения, так как существуют опасения еще более усугубить текущие кризисные проблемы. По его мнению, само поручение по обновлению антикризисного плана – это свидетельство того, что наша национальная система разрешения кризисов начинает становиться зрелой. «Смысл постоянного «апгрейда» антикризисного плана состоит именно в создании должной устойчивости страны к потенциальным колебаниям как в экономической, так и в социальной сфере. Тем более что ближайшие 3-5 лет, скорее всего, будут весьма турбулентными, то есть нестабильность рынков является нормой для этого периода времени», – говорит Кайрат Мажибаев.
Экономист Института политических решений Сергей Смирнов считает, что сейчас задачей номер один для казахстанской экономики являются развитие обрабатывающей промышленности и АПК, поддержка МСБ, реализация инновационных и инфраструктурных проектов. Все это, по его словам, должно осуществляться с параллельным проведением системных реформ политического и социально-экономического характера. «Пока практически ничего для этого не сделано. В частности, успешно провалены программы по импортозамещению, реализации 30 прорывных проектов, корпоративных лидеров, кластерной экономики и др. Практически говоря, у нас очень низкий темп экономического роста. Это очень большая угроза для экономической безопасности страны», – отмечает экономист. По его словам, предыдущие антикризисные меры, на которые ушли миллиарды долларов, не дали должного эффекта. «Кроме того, по мере дальнейшего включения казахстанской экономики в международную систему экономических связей, особенно после вступления в ВТО, автоматически снижается ее устойчивость. Все это заставляет правительство модифицировать прежние планы. И план «А», и таинственный план «Б», – добавляет Сергей Смирнов.
По мнению экономиста, эффективные антикризисные меры должны включать в себя:
снижение потребительских цен;
финансовый мониторинг (с контролем над кредитами и процентными ставками);
инвестиции в реальную экономику;
сохранение в максимальном объеме социальных обязательств;
формирование стабилизационных фондов по товарам первой необходимости (мясу, молоку, растительному маслу, сахару, зерну).
О том, что не стоит тешить себя мыслями, что мировая экономика развивается без проблем и нет предела развитию, говорят и российские эксперты. «Сегодня прежде всего должен быть найден баланс между реальным и финансовым секторами», – сказал в интервью РБК ЦА аналитик инвестиционного холдинга «ФИНАМ» Антон Сороко. По его словам, когда у финансовых организаций «выбили» из рук заработок, извлекаемый из финансовых рынков, в частности, рынка производных инструментов, который занимал огромные объемы в структуре прибыли компаний, мировой экономике, следует снова вспомнить главное назначение этих инструментов. «Они должны работать не как спекулятивные активы, за которыми нет ничего, кроме спроса на риск, а как эффективный инструмент ребаланса во время шоковых ситуаций в реальном секторе», – считает эксперт.
При этом Антон Сороко отмечает: все еще есть шанс, что ожидания второй волны кризиса окажутся преувеличенными. «Данные по мировой макроэкономической информации отражали в целом благоприятную динамику показателей в ряде отраслей экономики, что позволяет надеяться на усиление экономической активности в ближайшие кварталы. Инфляционные индикаторы ведущих стран продемонстрировали стабилизацию или некоторое ускорение темпов прироста», – говорит эксперт. По его словам, под влиянием политики ведущих центробанков, ориентированной на более высокие ставки базовых «качественных» активов, более высокую норму прибыли, требуемую доходность вложений и ускорение прироста инвестиций и ВВП, инфляция способна постепенно ускориться в США и мире до сравнительно высоких среднесрочных уровней. Но этот процесс, исходя из имеющейся статистики, займет от полугода до года. Заявления финансовых и экономических властей развивающихся стран свидетельствуют о том, что задача поддержки инвестиционного спроса рассматривается ими в качестве первоочередной.n