Если до 2008 года в Казахстане доминировали шесть крупных банков, то спустя время после кризиса ситуация выглядит иначе. По словам директора аналитического центра компании «Асыл-Инвест» Нурлана Рахимбаева, концентрация сектора снижается, за счет чего банки средней капитализации усиливают свои позиции.
По словам эксперта, крупные банки, получив в результате кризиса проблемы с качеством активов, все это время были озадачены тем, как вернуть свои деньги. В результате чего они стали более консервативны в своих решениях, повысив требования к клиентам. Это дало возможность средним игрокам воспользоваться моментом и активизироваться на кредитном рынке. «Я думаю, сейчас преимущество средних банков заключается в том, что они более оперативны в принятии решений. МСБ все больше ценит оперативность и более тесное взаимодействие с банком. С крупными банками такого взаимодействия сейчас не достигнешь, учитывая консервативную политику и размеры их деятельности. Поэтому средние игроки, я думаю, будут пользоваться этим преимуществом», — отмечает Нурлан Рахимбаев.
Так, сегодня, по его словам, банки-«середнячки» имеют хороший потенциал роста до конца года благодаря высоким темпам роста кредитных портфелей. Как пояснил эксперт, сейчас данные игроки банковского рынка опережают крупные банки по темпу роста активов и кредитного портфеля. «Темпы роста средних по размеру активов банков превышают 10-20% в год. В то время как крупные банки растут максимум на 5-7% в год», — делится г-н Рахимбаев. В связи с этим эксперт полагает, что игроки со средним объемом активов будут более активно участвовать в госпрограммах по кредитованию МСБ. Кроме того, он отмечает, что, если сейчас банки фондируются в основном за счет вкладов своих клиентов, то в перспективе не исключено, что они будут более активно привлекать средства на рынке ценных бумаг. А это, в свою очередь, тоже будет способствовать сохранению высоких темпов роста средних по величине банков.
Сами банковские институты средних размеров отмечают, что основные конкурентные преимущества сегодня — это качественный сервис и инвестиции в развитие новых технологий. Однако это не так просто, как кажется на первый взгляд, поскольку другие игроки тоже не дремлют и пытаются работать в тех же направлениях. «Мы средний по размерам банк, но мы тратим от $30 млн до $50 млн в год на развитие инфраструктуры и информационных систем», — рассказывает председатель правления Евразийского банка Майкл Эгглтон. При этом, по его словам, как только завершается один проект по обновлению информационных систем или внедрению новых технологий, сразу же возникает необходимость в запуске следующего. Ведь в современных условиях любые технологии перестают быть инновационными за очень короткие сроки. В связи с этим, чтобы не стать догоняющими, банковские институты готовы делать значительные инвестиции в развитие своей инфраструктуры за счет внедрения новых технологий.
Где тонко, там и рвется
А тем временем, несмотря на оживление банковского сектора, бизнесу по-прежнему бывает непросто получить необходимые заемные средства. Как отмечает вице-президент Независимой ассоциации предпринимателей Казахстана Тимур Назханов, если до кризиса относительно просто можно было получить кредиты, то сейчас это сложно. «Банки вроде восстановились, получили очень серьезную поддержку со стороны государства. Тем не менее МСБ с трудом получает кредиты в наших банках. Самая большая проблема связана с залоговым обеспечением. Все упирается в это», — считает г-н Назханов. Вернувшись недавно из Грузии, вице-президент Независимой ассоциации предпринимателей Казахстана приводит в пример опыт этой страны. «Вот, например, в Грузии положение бизнеса лучше, чем у нас. Там практически решена проблема коррупции, в том числе в банковской системе. В Казахстане же с этим сложнее. Такое явление, как коррупция, все еще встречается в отечественных банках на уровне менеджеров», — рассказывает г-н Назханов. В Грузии, по его словам, эту проблему решают за счет автоматизации, внедрив практически везде электронную систему. «Кроме того, в Грузии были заменены сотрудники почти всех госорганов и силовых структур. На их места пришли совсем молодые ребята с совершенно новым мышлением, окончившие западные учебные заведения», — отметил Тимур Назханов.
В свою очередь Майкл Эгглтон тоже отметил, что в Казахстане уровень коррупции намного выше, чем в тех странах, в которых ему до этого приходилось работать. Также глава банка поделился, что для предупреждения фактов коррупции они проводят специальные тесты для менеджеров на детекторе лжи. По его словам, поле для коррупции в области кредитования — предоставление клиентами неверной информации банку. Так, порой сами предприниматели не готовы честно брать деньги в банке; не имея хорошо подготовленного бизнес-плана и необходимых документов, они готовы дать взятку, чтобы получить кредит. «Компании приходят с плохими бизнес-планами, и это все затягивает процедуру выдачи кредита. Если же клиент ответственно подошел к этому вопросу и предоставил всю необходимую информацию в надлежащем качестве, все подробно расписал и т. д., мы даже можем обсудить с ним более выгодные условия кредитования. Но в 80% моих встреч потенциальный клиент приходит с одним листочком, на котором по большому счету, кроме названия компании, ничего больше нет, и просит миллион долларов. Но так не бывает, банк на такое никогда не пойдет», — делится Майкл Эгглтон.
Так, по его словам, проблема начинается с недостаточной и часто не соответствующей действительности информации, которую предоставляют некоторые потенциальные заемщики. В связи с этим банки вынуждены более тщательно проверять всю информацию.
Прогнозы
Гурам Андроникашвили, CEO АО «ForteBank»
Ситуация на банковском рынке, как и в целом экономика Казахстана, будет зависеть от дальнейшего развития мировой экономики. На сегодняшний день не предвидится значительного изменения развития мировой экономики, которая продолжит испытывать определенные сложности. Однако одним из позитивных факторов для Казахстана является сохранение сравнительно высокого уровня цен на сырьевые ресурсы. Исходя из этих макроэкономических показателей, я не вижу значительных изменений в банковском секторе Казахстана в следующем году. Основные тенденции, которые будут наблюдаться в 2013 году:
стабильный рост ссудного портфеля банковского сектора на уровне этого года. Темпы кредитования физических лиц будут расти быстрее, чем кредитование юридических лиц, так как банки будут по-прежнему придерживаться консервативной политики в финансировании бизнеса;
ставки по кредитам физических лиц будут постепенно снижаться, что приведет к росту конкуренции между БВУ в этом сегменте. Что касается рынка кредитования юридических лиц, значительного изменения ставок ожидать не стоит;
конкуренция между банками будет постепенно сводиться к качественному и быстрому обслуживанию и возможности строить партнерские отношения, так как ценовые предложения всех банков постепенно выравниваются;
продолжится быстрый рост банков среднего эшелона, которые меньше пострадали в кризисное время, у которых есть четкая стратегия и фокусировка на специфический сегмент клиентов, что позволит им уделять больше внимания каждому из своих клиентов. ForteBank будет одним из таких банков;
банки с иностранным участием будут по-прежнему оказывать существенное влияние на банковский сектор страны: российские банки продолжат агрессивно расти, а другие игроки вообще могут начать рассматривать возможность выхода из Казахстана.