Казахстан отметил Глобальную неделю предпринимательства (ГНП). С подачи молодежи. Они провели форум, причем очень грамотно. Надо отдать должное юной команде ГНП во главе с Павлом Коктышевым. Они собрали в один кулак силы, которые сами по себе самодостаточны. Я говорю про Союз «Атамекен», фонд «Даму», комитет предпринимательства при МЭРТ. Все они плотно работают с молодежью – создают школы, программы, центры… Таким образом, кровь знаний бежит по множеству артерий, питая молодой организм страны.
Действительно, такого обильного образовательного течения в Казахстане я до сих пор не видел. Возникает только один вопрос: насколько это движение упорядочено? Насколько концептуально выстроена у нас передача знаний от старшего поколения новому? Даже опытному бизнесмену порой легко потеряться в гуще менеджерских теорий и практик. Не говоря уже о чистом, нетронутом сознании стартапера – какие книжки он положит на свои пустые пока полочки? Как посетитель многих конференций могу сказать, что источники знаний у нас противоречивые, качество консалтинговых компаний имеет широкий диапазон. Одни говорят – внедряйте KPI, другие спорят: «Это уже не модно!» Одни ставят во главу угла целеполагание, другие – бизнес-процессы. Недавно была конференция, на которой правили бал консультанты от ISO. Тогда как сейчас можно часто встретить противников этих стандартов.
В общем, пока берем количеством знаний. Мало того что есть доморощенные тренеры и консультанты, так еще из ближнего и дальнего зарубежья приезжают гастролеры. По теории количество неизменно должно перейти в качество. Но как проверить качество такого скоропортящегося продукта, как знания? Видимо, только практикой. Хорошо, что венчурные фонды и бизнес-ангелы создаются сейчас в Казахстане, они, думаю, будут больше практических знаний и навыков давать, нежели теории. Плюс еще и деньги предлагать. Вот когда сбывается мечта молодежи: «Хватит нас учить, лучше помогите материально!»
Судя по активности конференции iProf, по качеству спикеров и венчурных фондов, именно в IT-индустрии стоит ожидать наиболее грамотной работы между инвесторами и стартаперами. В отрасли выстраивается поэтапный процесс – от отбора идей, создания проектных команд, их обучения до презентации конечного продукта потенциальным акционерам. Этот ценный опыт потом можно будет масштабировать на другие отрасли. И пребудет с нами диверсификация!
Редакции интересно знать мнение читателей, пишите мне на [email protected]