На конференции iProf, которая проходит в эти дни в Алматы, первую скрипку играет e-commerce. Она набирает обороты, и не только денежные. За один год штаты сотрудников Chocolife.me и BeSmart выросли в 3 раза. Тогда как другие отрасли в Казахстане до сих пор пребывают в кризисе и сокращают свои штаты.
Мне сказали, что к Chocolife.me и BeSmart уже обращались российские и глобальные инвесторы, пожелавшие купить их сервисы, но стоимость компаний пока низка. Поэтому они стремятся сейчас масштабировать свою деятельность, чтобы нарастить стоимость. Выходят в другие страны или расширяют ассортимент услуг. Проект «Тикетон», к примеру, выходит сейчас на рынки Азербайджана и Узбекистана.
Ребята из Office-expert.kz за 11 месяцев работы увеличили свой оборот в 15 раз, работают с маржой 20%. Студенты вузов придумывают интересные сервисы, к примеру, подготовку к ЕНТ превратить в онлайн-игру. И не просто мечтают, но и по-деловому говорят о монетизации своих проектов.
Именно поэтому важен вопрос появления разных источников финансирования — венчурных фондов и бизнес-ангелов, которые смогут поддержать новые предпринимательские инициативы. Мне кажется, интернет-бизнес в Казахстане является хорошим примером для многих индустрий. В интернет-индустрии созданы площадки, на которых молодые команды презентуют идеи, инвесторы оценивают возможности вложения своих капиталов, происходит обмен опытом. С талантливыми ребятами работают консультанты, которые помогают им подготовиться к встрече с инвесторами.
Хорошо бы эту систему перенести в офлайн-бизнес. Стране помимо развития сферы услуг нужны товары с лейблом made in Kazakhstan. Иначе молодое поколение вообще перестанет думать о производстве хлеба, пошиве одежды, сборке телефонов и строительстве домов. И тогда возникает вопрос: будут ли завтра отечественные предприниматели заниматься этими рынками, или мы их отдадим зарубежным компаниям?