Рекомендуем
×
Международная Академия Бизнеса (МАБ) приглашает всех желающих на мероприятие, посвященное первому выпуску сертифицированных по международным стандартам маркетологов-практиков в Международной Школе Маркетинга. Обучение проходило по программе Нидерландского Института Маркетинга. На мероприятии также будет анонсирован V Евразийский Форум Маркетологов, который пройдет в Алматы. Читать далее

Новое правительство метет по-старому?

Пазл казахстанского правительства вновь собран. Чего ожидать стране в связи с кадровыми перестановками во власти?



Руководители крупных коммерческих и некоммерческих организаций сходятся во мнении, что смена премьера и руководителя администрации президента придаст больше согласованности государственной политике. Эксперты считают, что создается сильная связка Масимов – Ахметов – Марченко, которые хорошо понимают ситуацию в финансовых отраслях и реальном секторе экономики. Согласованность в действиях администрации президента, правительства и Нацбанка очень важна в противостоянии второй волне финансового кризиса. Меры нужно принимать и на уровне государственных антикризисных программ, и на уровне денежно-кредитной политики. Новый премьер Серик Ахметов имеет опыт работы в компании «Казахстан Инжиниринг», одно время возглавлял Союз предпринимателей «Атамекен». Карим Масимов, ныне руководитель аппарата президента, в свою очередь хорошо знает финансовый рынок, в свое время возглавлял «Народный банк Казахстана». Кроме того, руководители и администрации президента, и правительства получили от Нурсултана Назарбаева поручения по контролю над выполнением государственных программ и целевым использованием бюджетных денег. Не случайно поменялся руководитель и в Счетном комитете. В связи с этим не исключены расследования в связи с утечкой бюджетных денег в теневой оборот – об этой нарастающей проблеме президент упоминал этим летом. О том, чем еще обернутся для страны произошедшие перестановки, РБК ЦА рассказали эксперты.

Какие вызовы будут стоять перед новым правительством?

Рахим Ошакбаев, первый заместитель председателя правления НЭПК «Союз «Атамекен»
Если мы говорим про экономические вызовы, то, безусловно, это возможное снижение цен на нефть, от которого могут пострадать наш торговый баланс, платежный баланс и доходы бюджета. Второе, на чем будет сделан акцент, – это происходящая интеграция в рамках ЕЭП и предстоящее вступление в ВТО. Здесь вызов остается прежним. Это создание конкурентоспособного бизнес-климата в Казахстане, для того чтобы мы могли привлекать инвестиции и предпринимательскую активность в нашу страну.
Внутриэкономический вызов – это социальная модернизация, под которой в том числе понимается модернизация человеческого капитала. Мы знаем, что как минимум 45% нашего населения – сельские жители. Для современного уровня развития это избыточный показатель. Сельское хозяйство не может обеспечить достаточной занятости для сельского населения. Поэтому идет естественный процесс урбанизации. Сельское население переезжает в областные центры, жители областных центров перебираются в столицы. Исходя из этого, самая большая проблема – это занятость. Показатель безработицы у нас в допустимых пределах, однако есть настораживающий фактор – большое количество самозанятых. В их числе реально может скрываться безработное население. Продуктивную занятость может дать малый и средний бизнес. Исходя из этого, по моему мнению, одной из ключевых задач правительства будет развитие МСБ. Поддержка предпринимательства, конкурентоспособность бизнес-климата должны стать ключевым направлением как в деятельности МЭРТ, так и всего Кабмина.


Максим Казначеев, руководитель сектора внутренней политики Института политических решений
Наиболее злободневными проблемами на сегодняшний день, которыми предстоит заняться новому правительству, являются снижение криминогенной и экстремистской активности в стране и повышение общественной безопасности. Следующий вызов, который стоит перед новым Кабмином, – это выработка подходов и принципов социальной модернизации, озвученной президентом. Кроме того, поскольку угроза новой волны экономического кризиса не снята, учитывая зависимость Казахстана от внешних рынков, третьим направлением работы правительства станет подготовка страны к негативным тенденциям в экономике.
При этом, если раньше механизмы обратной связи между администрацией президента и правительством были в меньшей степени эффективны, то теперь можно рассчитывать на то, что неформальный запас контактов как Масимова, так и Ахметова позволит работать более оперативно.


Гульнур Рахматулина, к. э. н., ст. аналитик Агентства по исследованию рентабельности инвестиций
Таких кардинальных изменений в курсе правительства не будет, потому что все работают в рамках принятых документов. При этом на данный момент главная задача нашей страны в том, что сейчас мы интегрируемся в Единое экономическое пространство, а также готовимся к вступлению в ВТО. Поэтому сегодня важно повысить конкурентоспособность МСБ. Для этого нужно создать лучшие условия для развития предпринимательского сектора страны, а также при проведении межгосударственных переговоров в рамках ЕЭП необходимо задумываться о большей защите национальных интересов отечественного бизнеса. Вторая очень важная задача состоит в плане бюджетной политики. Должны быть приняты меры при возможном усилении угроз второй волны мирового кризиса. Третий вызов – это положение аграрного сектора. Несмотря на механизмы кредитования, которые имеют принятые программы, в большинстве своем отрасли АПК сегодня испытывают значительные проблемы в нехватке оборотных средств и возможности развития своего дела в аграрном секторе.

 

Чего ждать бизнесу от перестановок в стране?

Рахим Ошакбаев
Мое субъективное мнение: за последний год уровень вовлеченности бизнеса в принятие решений существенно вырос. В 2006 году был принят Закон «О частном предпринимательстве», который создал правовую основу участия бизнес-ассоциаций в принятии решений посредством обязательной экспертизы нормативных правовых актов (НПА), затрагивающих вопросы предпринимательства. К сожалению, экспертиза носит рекомендательный характер. Но, в принципе, этого более или менее достаточно, чтобы иметь должный уровень представленности бизнеса. Другое дело – то, что не всегда положения этого закона соблюдаются. В качестве примера можно привести то, что законом предусмотрено обязательное создание так называемого координационного совета, в функции которого входят мониторинг и координация деятельности всех экспертных советов при центральных и местных исполнительных органах. Этот координационный совет до сих пор не создан. Мы очень надеемся на то, что Минэкономразвития и торговли как уполномоченный орган обратит на это внимание, активизирует работу, возьмет на себя серьезную координацию деятельности экспертных советов. Есть не очень позитивная статистика по количеству очных заседаний экспертных советов, особенно при центральных исполнительных органах. Очень часты случаи, когда предпринимательское сообщество дает определенные заключения на ключевые НПА, но, тем не менее, они госорганами просто игнорируются. Очень часто бывает так, что некоторые проекты НПА не высылаются на экспертизу либо высылаются поздно. Потенциал, который заложен в Законе «О частном предпринимательстве», к сожалению, до конца пока не реализован. Здесь есть много возможностей для совершенствования.
Максим Казначеев
Проблема взаимодействия бизнеса и государства заключается в недостаточной ротации специалистов как из бизнес-сферы в госаппарат, так и наоборот. После последних назначений, которые были произведены президентом, я бы выделил такую интересную фигуру, как Ерболат Досаев. Это человек, который знаком и с принципами работы внутри госаппарата, и с принципами работы в бизнесе. Важно подчеркнуть, что доля чиновников – бывших бизнесменов в госаппарате увеличивается. На мой взгляд, это позитивная вещь. Конечно, можно говорить о том, что есть риск лоббирования частных коммерческих интересов, но самое главное, на мой взгляд, не это, а то, что есть понимание того, какими механизмами руководствуется бизнес при составлении своих планов. И приход на позицию министра экономического развития Ерболата Досаева, на мой взгляд, в этом плане очень полезен. Сейчас есть реальная возможность объединить видение приоритетов государства и интересы бизнеса, обеспечив своеобразный синтез интересов бизнеса и госинститутов.
Гульнур Рахматулина
Приоритетом работы правительства будет не только развитие МСБ, но также рост реального сектора экономики. Поэтому я думаю, что сегодня правительство Ахметова будет уделять большое внимание качественной реализации Программы форсированного индустриально-инновационного развития и, в частности, инновационной ее составляющей. Я думаю, что многие проекты, которые вошли в данную программу, в большинстве своем имеют небольшой процент инновационной составляющей, и этому нужно уделить особое внимание. Сегодня это крупные задачи по использованию возобновляемых источников энергии, по реализации адекватной экологической политики, потому что мы в рамках Киотского протокола приняли на себя обязательство. Поэтому я считаю, что эти вопросы будут также решаться в Кабинете министров Ахметова. То есть в целом промышленное производство, промышленная политика будут в большей степени ориентированы на бизнес, как крупный, так и сектор МСБ.

Наиболее злободневными проблемами на сегодняшний день, которыми предстоит заняться новому правительству, являются снижение криминогенной и экстремистской активности в стране и повышение общественной безопасности

Дочитали статью до конца? Пожалуйста, примите участие в обсуждении, выскажите свою точку зрения, либо просто оставьте оценку статьи ;)

Следите за обновлениями сайта в социальных сетях Фейсбук или Твиттер.

Комментарии
Добавление комментария
Имя:*
E-Mail:
или войдите через свой аккаунт:
Таймлайн
Опрос
Какой жилищный вопрос вы решаете в настоящее время?
расширение,
размен,
переезд,
никакой
Архив опросов