Рекомендуем
×
Хочешь изменить мир — начни с себя. Именно по такому принципу казахстанцам предлагается улучшить социальные условия в стране. Речь идет о новой концепции социального развития Казахстана, которая будет выставлена правительством на широкое обсуждение в начале этой весны. Сегодня же известно, что строить светлое будущее Казахстану помогают международные эксперты в лице Всемирного банка. В Астане надеются, что концепция заложит основной формат социальной политики нашей страны. Читать далее

Операция «Перезагрузка»

Мир диктует свои условия. Обычные методы ведения бизнеса сегодня малоэффективны. Чтобы достичь хорошего результата, нужно суметь правильно выстроить коммуникации. О том, что представляют собой взаимоотношения в организациях нового поколения, в интервью «&» рассказала управляющий партнер группы компаний «Ренессанс» (бизнес-тренинги, PR, ИСО-консалтинг) Светлана Крутских

Светлана Валентиновна, в основе вашего бизнеса лежат коммуникации. Скажите, как меняются коммуникации в современном мире? Как ими правильно управлять, чтобы быть успешным?

Если говорить об изменениях, которые произошли в области коммуникаций на отечественном рынке, то сначала в казахстанских компаниях на первом этапе происходило наращивание производственного потенциала. Потом уже стал наблюдаться тренд грамотного выстраивания бизнес-процессов. Так постепенно мы подошли к осознанию важности построения HR-системы. Мне запомнилась конференция «Управление нематериальными активами», которая проходила у нас еще в 2003 году, если я не ошибаюсь. Так вот, во время этой конференции возник спор. Один из консультантов придерживался мнения, что организации необходимо учитывать личные интересы персонала. А специалист из Москвы в свою очередь придерживалась противоположного мнения. Она говорила: «Вы о чем? В приоритете всегда должны быть бизнес-цели и задачи организации, если интересы сотрудника расходятся с ними — до свидания!» Получается, ты вкладываешь в человека, переформатируешь его, выстраиваешь систему, если ничего не получилось в итоге — до свидания. В прошлом году этот же консультант из Москвы вновь порадовала нас своим выступлением на одной из конференций. Оказалось, что за это время она разработала целую систему личной мотивации сотрудников, которая увязана как с бизнес-, так и с HR-стратегией организации и учитывает личностные особенности и интересы сотрудников. Мы на нее смотрим с недоумением и спрашиваем: «В чем дело?» Она поделилась с нами, что за свой консалтинговый опыт пришла к тому, что все-таки без учета личностных особенностей не будет ни результативности, ни эффективности сотрудников.

То есть за эти годы все круто поменялось?

Да, изменения происходят. Если раньше мы приходили со своими коммуникационными тренингами, направленными на повышение компетенций персонала, то, как только организации слышали слово «психология», это сразу принималось в штыки. Сейчас же мы видим, что слово «психология» перестало быть запретным, а даже, наоборот, пользуется спросом. Иными словами, сегодня во многом компетенция менеджера и задача организации направлены на то, чтобы развивать личностные взаимоотношения.

Это новая стадия развития казахстанского бизнеса?

И менеджерских компетенций в том числе. Раньше менеджер мог спокойно отдать приказ — делаем только так и никак иначе. Сейчас, когда рынок труда в некоторых сферах стал весьма конкурентным, уже просто приказом, материальной мотивацией, какая бы она ни была, сотрудника не удержишь. Особенно это касается молодого поколения, которое приходит сейчас в компании в возрасте 24–25 лет. Для них ценность свободы, хорошего коллектива, самореализации порой даже выше, чем хорошая зарплата.

Но в период кризиса, если брать пирамиду Маслоу, разве не преобладают базовые потребности — стабильная зарплата и прочее?

У молодежи — нет. Я вижу, что для них коллектив, самореализация, свобода — это реальные ценности, за которые они бьются сегодня. А деньги они все равно рано или поздно благодаря своим талантам получат.

Не возникает ли здесь конфликт между разными поколениями, у которых, как выясняется, разные ценности?

Возникает, это ведь постоянный конфликт отцов и детей. Представьте, что вы «Пентиум-2», а тут появляется «Пентиум-5». Молодое поколение изначально более талантливое, быстрое и гибкое. Часть компетенций, которые взрослое поколение только нарабатывает, они получили с детства. И мы в очень многих вещах не просто на равных, а даже отстаем от них. При этом, если наше поколение будет продолжать отстаивать свои ценности, говорить «делай, как я!» или продолжать писать приказы, как у нас всегда было принято, ничего хорошего из этого не выйдет. Здесь нужна коммуникационная гибкость. А это значит — ты слышишь, ты наблюдаешь, в том числе за новыми молодыми талантами, и понимаешь для себя, в чем можно быть таким же, как они, в чем — нет.

Получается, чтобы не уступать молодым, более старшему поколению, которое в большинстве своем занимает сейчас руководящие позиции, нужна перезагрузка?

Перезагрузка, это точно, потому что «Пентиум-5» все равно круче. На последней PR-конференции в Москве эта тема всплывала в разговорах не один раз. Управляющие партнеры, собственники крупнейших PR-агентств России с многомиллионным бюджетом делились тем, как они начали преподавать в вузах и столкнулись с тем, что «стало очень неспокойно от того, какие умники приходят на рынок», молодое поколение начинает наступать на пятки, оно более талантливое и намного быстрее обучается. Иными словами, более взрослое поколение начинает осознавать необходимость перезагрузки.

А у нас в Казахстане люди готовы к такой перезагрузке?

Безусловно, у нас тоже есть открытые и гибкие менеджеры, которые осознали преимущества «Пентиума-5». Но, тем не менее, у нас все еще присутствуют элементы коленопреклоненности.

Может быть, все дело в восточной ментальности?

Да, возможно. Но такое ощущение, что перезагрузка очень важна. Мы недавно обсуждали отношение к социальным сетям. Для некоторых руководителей уже настала необходимость работы со своей аудиторией через соцсети. Это другая жизнь, для многих это своего рода ломка самого себя, но ты понимаешь, что для бизнеса это нужно. И это тоже перезагрузка.

Как это отражается на бизнес-стратегиях и бизнес-процессах, не уходят ли они на второй план? Ведь если быть открытым для новых идей, исходящих от молодых специалистов, придется частенько пересматривать то, что делается в организации.

Конечно, в разных компаниях на разных рынках по-разному. Не может международная или крупная казахстанская компания обойтись без стратегии, без описанных бизнес-процессов, стандартов работы. Продукт, продвижение, администрирование как основы бизнеса во многом останутся незыблемыми. В организации, как в человеке, какая-то часть стереотипных реакций должна быть. Если жарко — убрал руку от огня. Потому что иначе уходит много времени на принятие простых решений. Поэтому сам принцип бизнес-стратегии, построения бизнес-процессов никто не отменит.

А как вы думаете, у людей может возникать дилемма, как принимать решения — самостоятельно и быстро или через обсуждения, но это потребует времени? А ведь время, как известно, деньги.

Эта дилемма всегда есть. Мы очень часто «получаем по голове», когда быстро принимаем решение.

Причем зачастую неправильные решения.

Вроде так быстрее, но все же это решение одной головы. Сегодня благодаря коммуникативным технологиям можно достаточно быстро выработать совместное компромиссное решение, которое устроит всех.

То есть лучший вариант — все-таки технологии для работы коллективного разума?

Да, технологии и работа с группой. Очень важно создать среду, в которой ты можешь слышать каждого. Об этом говорится не только в литературе по менеджменту, но и с «доисторических времен», в духовных практиках.

Сегодня на рынке пользуется популярностью такая методика, как коучинг. Как вы думаете, это помогает нашему бизнесу сделать определенную перезагрузку? Или это просто какое-то модное явление, которое сегодня есть, завтра нет?

Недавно мне визитку дал очень уважаемый мною человек, профессиональный управленческий шахматист, как я его называю. Так вот, на его визитке написано: «карьерный терапевт». Я спросила, почему он так написал. А он разъяснил мне, что «коуч» у них в России — очень непривлекательный термин. Я тогда позвонила другим знакомым москвичам, они подтвердили, что у них слово «коуч» уже считается почти ругательным словом. То есть там произошла такая же ситуация, что и с многоуровневым маркетингом, когда хорошую идею зарубили непрофессионализмом.

Испортили рынок?

Да, много непрофессионалов пришло из разных сфер. Кто ты? Коуч. Есть технология или нет, есть образование или отсутствует, это уже не всегда можно выяснить. Но сам коучинг мне очень нравится. Ты не навязываешь свое мнение, а именно вырабатываешь общее решение, но уже не в групповой, а в индивидуальной работе. Там много различных приемов, которые позволяют вырабатывать совместные решения для продвижения человека в карьере, в жизни. И я вот знаю, что все больше именно молодых звезд сегодня идут к коучу. Но для положительного результата у коуча должны быть две составляющих — технологичность и личностная проработка. Иными словами, если я собираюсь быть коучем, меня самого должны «прокоучить». Если я не решил свои проблемы, я просто не имею права браться за чужие. Хороший коуч должен быть как чистое стекло.

Может, поэтому поколения так отличаются? Ведь молодое поколение более открыто для новых возможностей, которые могут предложить коучинг и другие современные методики.

Отчасти они, конечно, стали гибче. Я с вами согласна. Они более открыты к таким технологиям.

А более взрослое поколение с большим недоверием относится к таким новшествам?

Действительно, когда идет тренинг по изменениям, работать со старшим поколением намного сложнее.

Сейчас, мне кажется, на рынке можно захлебнуться от предложений образовательных центров.

Да, предложений сейчас очень много.

Высшее образование в наших вузах сегодня ставится под сомнение, оно сильно оторвано от практики. Как тогда молодому человеку сегодня получать знания?

Все равно системное образование, даже в том виде, в каком оно сейчас есть, нужно и важно. Это та основа, на которую ты будешь нанизывать новые дополнительные навыки. И когда этой структуры нет, как бы человек ни был талантлив, в какой-то момент он столкнется с такой необходимостью, как высшее образование. А вот наряду с вузовским образованием, развитием своих специальных профессиональных компетенций нужно все время совершенствовать коммуникативные навыки. Тогда в любой профессии легче достичь успеха, получить самореализацию. Причем это не только внешние коммуникации, это и общение с самим собой, некий личностный рост.

Современная экономика, исходя из нашего разговора, более восприимчива к гибким людям. Поэтому, скорее всего, будут выигрывать молодые люди, молодые компании, стартапы, которых все больше будет появляться на рынке.

Если посмотреть даже на наш PR-рынок, то действительно много появляется новых игроков. Но при этом многие из них и исчезают со временем. Вроде бы люди талантливые приходят, но чего-то все равно не хватает, чтобы удержаться на рынке.

Опыта, может быть?

Да. Опыта в управлении, выстраивании бизнес-процессов, коммуникативной гибкости.

Может быть, они идеализируют ситуацию? Может, им кажется, что делать бизнес легко?

Возможно. Вот у нас на том же PR-рынке компаний 15, но постоянных, так сказать, «старичков», из них максимум четыре. А остальные то приходят, то уходят. Да и на тренинговом рынке подобная ситуация.

А вот если говорить о HR-рынке, он сейчас, получается, нацелен на выстраивание личных коммуникаций в коллективах?

Да. Кстати, интересный проект сейчас запускается в компании Air Astana. Так как это большая компания, они строят внутреннюю социальную сеть. То есть, поскольку сложно построить личностные коммуникации в такой большой компании, они придумали такой проект.

Вообще, внутренним коммуникациям сегодня уделяется большое внимание. Вот мы как-то привозили американского тренера. Она постоянно повторяла, что у менеджера должно быть время, которое он может уделять разговорам в пользу отношений. И эта фраза очень классная, на мой взгляд. Иногда менеджеры должны собираться не для того, чтобы решать производственные вопросы, а для обычного общения. HR-специалисты проводят в этих целях специальные ивенты. Кстати, в России очень сильно развиты такие мероприятия. И у нас тоже уже кулинарная школа появилась, ее создатели в разговоре со мной признались, что ошиблись с выбором целевой аудитории. Изначально они были нацелены на то, чтобы создать для домохозяек, просто физлиц, интересующихся кулинарией, интересное неформальное общение. Но сейчас они говорят, что у них большую часть дохода приносят именно корпоративные ивенты. То есть, условно, на большой кухне в сто квадратных метров сидят менеджеры компании, лепят пельмешки и разговаривают совсем не про бизнес. Мы же всегда любили на кухне все делать, поэтому сейчас такие кулинарные ивенты пользуются популярностью как в России, так и у нас.

И там просто состыковка интересов происходит между людьми?

Да, люди просто общаются, а не как обычно, «раз, два — побежал в конкурсе участвовать». Это можно делать в social media, а можно глаза в глаза.

Так или иначе, главное — добиться формирования единых ценностей между людьми?

Именно. Сегодня ценится не только охват коммуникаций, но и их глубина.

Иными словами, недостаточно просто иметь сто контактов, ты должен через эти контакты менять отношения.

Да, речь идет об изменении отношений. Моя жизненная позиция заключается в том, что каждый контакт должен быть глубоким, насколько это возможно, а не просто шаблонно спросить «как дела?» и далее по стандартной схеме.

То есть через это общение должна решаться определенная задача?

Но решать задачу — это, наверное, совсем меркантильно. Нужно уметь слышать потребность собеседника. Вот для меня клиент — это не просто человек, которому нужно продать услугу. Это личность, и мне действительно интересно, какие у него интересы, чем я могу быть полезна в его интересах. Может, у меня что-то есть, что я могу отдать просто так. И то же самое должно происходить при выстраивании отношений между менеджером и подчиненным. Здесь каждый должен понять, какие его личные мотивы могут способствовать целям компании.

Другими словами, нужно уметь отдавать?

Это точно — не жадничать, а отдавать. И тогда глубина отношений будет намного больше. Как говорится, важно не то, что день тебе принес, а что ты влил в этот день сам.

Да, действительно, исходя из нашей беседы, в коммуникациях сегодня происходят большие изменения.

Да, слово «психология» не стало ругательным, это точно. У меня есть предположение, что следующим трендом развития менеджмента станет все то, что делает рефрейминг, разрушает, расширяет рамки сознания. Например, духовные практики. Я вижу, что достаточно много топ-менеджеров, постоянно живущих в состоянии стресса и неопределенности, занимаются духовными практиками.

То есть это такие попытки расширения сознания, развития интуиции? Это в последующем помогает быстро принимать правильные решения в бизнесе?

Когда мы в своих рамках, то порой вообще ничего не видим. Надо посмотреть на себя шире. Поэтому сегодня пользуются популярностью поездки в необычные места: треккинговые маршруты в Гималаи, ашрамы в Индии, восхождения на интересные вершины. Это все расширяет сознание. Тем, кто живет в состоянии неопределенности, мне кажется, очень важно «чистить свои экраны» и расширять рамки. Это помогает видеть больше возможностей в жизни, на рынке и т. д.

Дочитали статью до конца? Пожалуйста, примите участие в обсуждении, выскажите свою точку зрения, либо просто оставьте оценку статьи ;)

Следите за обновлениями сайта в социальных сетях Фейсбук или Твиттер.

Комментарии
Добавление комментария
Имя:*
E-Mail:
или войдите через свой аккаунт:
Таймлайн
Опрос
Какой жилищный вопрос вы решаете в настоящее время?
расширение,
размен,
переезд,
никакой
Архив опросов