Хозяйка дизайн-студии Mizhanaka Жанара Мирзажанова – о кадровой политике в царстве моды, вкусе и безвкусии казахстанского истеблишмента и перспективах fashion-индустрии в нашей стране
Среди клиентов Жанары Мирзажановой значатся маститые предприниматели и звезды шоу-бизнеса. Она сотрудничает с известными глянцевыми изданиями Казахстана, поработала в самом громком музыкальном проекте страны – SuperStar.kz и отличилась в главном британском конкурсе молодых дизайнеров Fashion Fringe. Наконец, гардероб, подобранный ею «Мисс Казахстан»-2010 Дине Нуралиевой для участия в мировом финале конкурса, был признан там лучшим. Жанара признается, что на все ее иногда не хватает, но констатирует: можно и нужно больше и лучше.
Шить дело
Откуда все пошло?
Моя мама работала в местном Доме моделей и на меховой фабрике. В результате мое детство прошло в трудовых буднях – я демонстрировала детскую и подростковую одежду, а после уроков помогала перебирать пуговицы, накручивать ткани… С иголкой я на «ты» с пяти лет. Так что могу сказать: в моду я не приходила – я в ней уже была.
Каким из проектов, в которых участвовала, ты гордишься больше всего?
Наверное, самым важным для меня стал международный конкурс молодых дизайнеров, проходивший в Париже под патронажем ЮНЕСКО, – мой первый конкурс. Готовилась к нему в эпоху тотальной разрухи нашей промышленности, когда уже не было ни материалов, ни производства. В конкурсах тогда редко принимали участие, и я лишь под давлением близких отправила свои эскизы в Париж. Мне удалось создать костюмы, которые получили лестные отзывы французской публики и жюри и были отобраны для показа prêt-a-porter, проходившего в Лувре. Тогда мода у нас вообще не считалась искусством – ее относили к сфере услуг. Для меня стало настоящим откровением, что то, чем я занимаюсь, можно считать искусством. Кстати, один из моих костюмов приобрел известный японский Музей моды в Кобе для постоянной экспозиции.
Ты отличилась и на конкурсе Fashion Fringe, который проводится в Лондоне агентством IMG и обозревателем моды Sunday Times Колином Макдауэлом. Это как-то изменило твою жизнь?
Участие в таких мероприятиях всегда повышает статус. Кроме того, работая с дуэтом Amikana Wilmont, я многому научилась. Коллекция, которую мы создавали вместе, была такой, что я уже на начальном этапе не сомневалась в успехе. Я сразу увидела, насколько мощный у ребят потенциал и насколько оригинальны идеи. Для меня это была очень серьезная практика. Одно дело быть стилистом и посещать показы как зритель, и совсем другое – участвовать в создании. Это была кропотливая работа, я исколола иголкой пальцы до крови; мне приходилось осваивать новые машины… И здесь очень пригодились навыки, приобретенные на алматинских фабриках: на кожгалантерейной я в свое время даже поработала мастером-швеей третьего класса – шила чемоданы. Случайно я обмолвилась об этом при своих партнерах, и они заставили меня шить сумки, аргументируя это тем, что у меня уже есть опыт! И никакие доводы о том, что это старый, благополучно забытый опыт, не могли их убедить. Такие конкурсы для меня своеобразные ступеньки – куда-то они должны привести.
Помимо наших гранд-дам и звезд ты одевала мировых знаменитостей – «лицо» Chopard Еву Герцигову для презентации в Алматы, актрису Дэрил Хану во время визита в наш город. С кем работать сложнее?
Бывает, что человек ничего собой не представляет, но при этом имеет большой апломб. А иногда, напротив, ты видишь статусного персонажа, знаешь, сколько за его плечами достижений, а он ведет себя очень просто. Для меня нет понятий «звезда» и «не звезда», есть понятие «человек», а он бывает воспитанным или невоспитанным. Кстати, еще люди делятся на профессионалов и, мягко говоря, непрофессионалов. И если ты в числе первых, тебе все равно, что за звезда перед тобой. С профессионалами «звездить» бессмысленно.
Фейсконтроль
Существуют стереотипные представления о женщинах разных народов. Например, мы говорим «француженка» – и представляем себе женщину с минимумом макияжа и шлейфом редкого аромата, говорим «итальянка» – и в воображении рисуется «боевой раскрас», много-много бижутерии и столько же экспрессии. А каков стиль казахстанской женщины, если он вообще есть?
На мой взгляд, такой образ еще не сформировался. Среди наших женщин много поклонниц итальянского стиля – они достаточно ярко одеваются, любят «украшаться», и мне это очень нравится. Молодые девушки одеваются так же, как их ровесницы в Лондоне. Один из признаков казахстанских женщин – нарощенные ногти, которые, кстати, мало хорошего сообщают о своей обладательнице. И потом, говоря о француженках, итальянках, англичанках, нужно помнить о том, сколько существует fashion-индустрия у них и сколько у нас. Мы ведь только дорвались! Еще не отошли от советской «одинаковости».
А помимо пресловутых ногтей что еще говорит о плохом вкусе?
Мода давно узаконила замечательные, удобные и вместительные мужские сумки, но наши мужчины, к сожалению, предпочитают ходить с борсетками. Еще они боятся выделяться, как-то проявлять себя. Мои друзья, которые работают в модных магазинах, рассказывают, что мужчины крайне настороженно относятся к ярким коллекциям. Они ни за что не наденут оранжевые или сиреневые брюки или, например, рубашку в цветочек. Наверное, это менталитет. К слову, на тех же итальянцах яркая одежда смотрится очень органично и не вызывает каких-то посторонних и неверных мыслей.
Как донести до нашей публики, что нужно стремиться к индивидуальности, а не сливаться с серой массой офисного «планктона»?
Наверное, это прозвучит смешно, но я бы ввела специальный школьный предмет. Все закладывается в детстве. Есть люди, которые с младых ногтей чувствуют стиль, но большинству надо учиться одеваться правильно. А взрослому человеку сложно указывать, что и как ему носить. Когда ко мне приходят клиенты и заявляют, что они хотят поменять образ, я, начав с ними работать, внезапно обнаруживаю, что какие-то вещи человек просто не способен носить, потому что ему в них не по себе, и он не наденет эти вещи, даже если они ему идут. Можно поменять одежду, прическу, но лицо не перекроишь, и, если ты чувствуешь себя неуютно, – лицо выдаст. Такие ситуации очень хорошо описывает выражение «как корове седло».
Наши люди очень любят лейблы – многим нравится, когда их с ног до головы можно «прочитать», как букварь…
Наверное, это все оттуда же, из советского прошлого – в магазинах редко попадалось что-то особенное. Когда мы получили доступ к другим вещам, стало важным сообщить окружающим: «Я человек моды». Это самая низшая ступенька – когда твой стиль составляют одни лишь раскрученные бренды. Если ты развиваешься, то в какой-то момент тебе становятся не нужны хорошо узнаваемые вещи. Нужно, чтобы вещь рассказывала о тебе. Стиль, как и любое другое наше качество, нужно совершенствовать. Человек, который хочет развиваться, а не быть просто манекеном, который одет в разрекламированную и выбранную для него кем-то одежду, приходит к другим маркам. Сейчас есть масса потрясающих вещей у малоизвестных итальянских, японских, бельгийских дизайнеров.
Кадры решают все!
Казахстанцы так и останутся консерваторами в стиле?
Нужна пропаганда правильного ношения одежды, например через ваш журнал, ведь аудитория «РБК ЦА» – авангард, за которым тянется остальное общество. Кстати, далеко не во всех изданиях корректно подается информация – пресловутый дефицит квалифицированных специалистов. Вот и в магазинах грамотные консультанты – большая редкость. Байеры сетуют, что у нас нет учебных заведений, где готовили бы специалистов, помогащих разбираться в последних тенденциях, в способах ношения платков, галстуков, выборе рубашек… Есть, конечно, те, кто по наитию может подсказать покупателю правильное решение. Но существует большая разница между теоретическими знаниями о том, что и как сочетать, и работой с реальным клиентом (который редко бывает модельной внешности). Меня часто просят почитать лекции продавцам. Я об этом думаю и… прихожу к выводу, что надо себя клонировать. (Смеется.) Вообще, проблема назрела, может, кто-нибудь действительно решится и откроет какой-нибудь тренинг-центр для консультантов модных бутиков.
Индустрия моды в Казахстане развита слабо. Есть способы изменить ситуацию?
Мы так все благополучно развалили... А ведь я видела на наших фабриках вещи, которые шились не для внутреннего рынка, а для Канады, Франции. У нас были замечательные производственные возможности! И теперь без государственной поддержки вряд ли что-то получится. Высокие таможенные пошлины на ввоз тех же тканей явно не способствуют развитию. Производство вообще легче и дешевле размещать в Китае или во Вьетнаме. А у Казахстана сейчас очень благоприятная ситуация. Сегодня, когда Запад охватил «кризис идей», многие нацелены на Восток, который неисчерпаем для вдохновения. Но мы как-то не стремимся развивать наш рынок. На Западе все толкает тебя к активной работе, мы же все больше раскачиваемся.
Каким образом кризис повлиял на вкусы и предпочтения людей?
Все сходятся в том, что кризис стал эдаким «чистилищем». Люди заказывают реже, но качественный пошив из дорогих, добротных материалов. Если ты действительно считаешь свои деньги, то захочешь вещь, которой нет ни у кого и которую ты не спрячешь в шкаф, а будешь носить. В результате и дизайнерам повышают планку.
Гнуть свою линию
Почему ты до сих пор не создала собственную марку, которая бы дважды в год представляла коллекции prêt-a-porter, как и полагается модному бренду?
Я могла бы сказать, что спонсоров нет, но все мы знаем, что мешает плохому танцору… Хочу заметить, сейчас ведется работа над некоторыми дизайнерскими проектами. Они приведут, наверное, к созданию чего-то нового. Когда-то я уже начинала разрабатывать коллекции, но для того времени – это был 1995 год – они были «чересчур». Прозрачные блузки и льняные парки вызывали у всех недоумение. Это немного ударило меня по рукам.
Нужны ли стилистам и дизайнерам агенты?
Конечно! Не очень-то удобно ходить и афишировать себя, как «супер-пупер», уподобляясь Сергею Звереву. Для профессионалов других сфер существуют своеобразные ярмарки вакансий, где можно себя презентовать. Для людей творческих профессий это сложнее, основной путь – реклама через уже существующих клиентов. Если хочешь стажироваться или работать за границей, то сам ищешь возможности и деньги.
Я могу нарисовать, сшить, а вот в продажах не обладаю необходимым знаниями и опытом, поэтому мне такой человек был бы полезен. Хотя сейчас я отношусь к подобному сотрудничеству с осторожностью – пару раз начинала работу с людьми, которые вызывались представлять мои интересы и вкладывать в меня деньги, но потом начинали диктовать условия. А диктат и творчество несовместимы. Поэтому я решила действовать сама, хотя, конечно, на определенном этапе вливания извне были бы кстати. Дизайнер не должен думать, откуда ему осуществить поставку ткани и как ее растаможить, чьи пороги обивать, чтобы решить проблемы финансового и правового порядка, где заказывать обувь и аксессуары надлежащего качества и т.д. и т.п. Когда работает команда, а ты только творишь, «выхлоп» намного больше.
С кем из известных дизайнеров тебе хотелось бы поработать?
Я очень расстроилась, узнав о смерти Александра Маккуина, который был не только очень смелым дизайнером, но и талантливым портным. Непрофессионалу сложно оценить некоторые тонкости дизайнерского мастерства, но когда я смотрела на его вещи, на то, как была выполнена у него линия плеча или как он драпировал ткани, я не всегда понимала, как ему это удавалось. Во мне разгорался настоящий азарт!
Мне нравится, как работают Аззедин Аллайя, Риккардо Тиши, Альбер Эльбаз – не могу назвать себя поклонником какого-то одного дизайнера. Я охотно поработала бы и с малоизвестными западными дизайнерами – людьми с другой ментальностью, с другим укладом жизни, с другими приемами работы. Все это ценные опыт и практика.
Ты считаешь себя успешной?
Я занимаюсь любимым делом. Многие томятся в душных офисах в ожидании конца рабочего дня. Мои же дни пролетают незаметно. Чем все-таки хорош кризис – тем, что тебе платят за то, что ты умеешь делать качественно. Сегодня не так, как было раньше – тебя посадили «нормативной единицей», и ты отсиживаешь на рабочем месте от звонка до звонка. Теперь, чтобы получить хорошие деньги, изволь сделать работу хорошо.
Какие планы на будущее?
Создание собственной линии готовой одежды и открытие show-room. Мы уже заметили, что у нас нет казахстанского стиля как такового, и я хочу если уж не стать его основоположником, то поучаствовать в формировании.
Выносы:
«Без поддержки государства нам не видать собственной fashion-индустрии»
«Не очень-то удобно самой афишировать себя по примеру Сергея Зверева. Профессионалу от моды требуется продюсер»
Наталья Соловьева
Пробуждение Азии
11 июня 2010/ РБК ЦА/
Дочитали статью до конца? Пожалуйста, примите участие в обсуждении, выскажите свою точку зрения, либо просто оставьте оценку статьи ;)
Следите за обновлениями сайта в социальных сетях Фейсбук или Твиттер.
По теме:
Комментарии
Добавление комментария
Таймлайн
Архив
2013/ Февраль (89)2013/ Январь (87)2012/ Декабрь (119)2012/ Ноябрь (130)2012/ Октябрь (98)2012/ Сентябрь (124)
2012/ Июль (68)2012/ Июнь (274)2012/ Май (379)2012/ Апрель (474)2012/ Март (533)2012/ Февраль (489)2012/ Январь (292)2011/ Декабрь (289)2011/ Ноябрь (95)2011/ Октябрь (422)2011/ Сентябрь (380)2011/ Август (314)2011/ Июль (548)2011/ Июнь (698)2011/ Май (705)2011/ Апрель (705)2011/ Март (649)2011/ Февраль (680)2011/ Январь (563)2010/ Декабрь (680)2010/ Ноябрь (728)2010/ Октябрь (708)2010/ Сентябрь (721)2010/ Август (677)2010/ Июль (648)2010/ Июнь (771)2010/ Май (626)2010/ Апрель (752)2010/ Март (753)2010/ Февраль (899)2010/ Январь (666)2009/ Декабрь (575)2009/ Ноябрь (322)2009/ Октябрь (373)2009/ Сентябрь (477)2009/ Август (342)2009/ Июль (387)2009/ Июнь (540)2009/ Май (529)2009/ Апрель (515)2009/ Март (434)2009/ Февраль (143)2009/ Январь (65)2008/ Декабрь (126)2008/ Ноябрь (145)2008/ Октябрь (199)2008/ Сентябрь (204)2008/ Август (101)2008/ Июль (1521)
Опрос
Какой жилищный вопрос вы решаете в настоящее время?