Компания Apple получила удар ниже пояса в момент выхода на рынок долгожданного смартфона iPhone5. Компания Foxconn — основной поставщик электронных компонентов для Apple и ряда других крупных компаний — начала испытывать серьезные проблемы на своих китайских предприятиях. В сентябре Foxconn была вынуждена закрыть завод в городе Тайюане на севере Китая после массовой драки. В драке участвовало до 2000 рабочих, 40 были доставлены в больницы. И это не первый случай. В июне около 100 работников бастовали на заводе Чэнду на юго-западе Китая.
Что случилось? Ответ на этот вопрос мы можем получить в социальных сетях, где активно обсуждают качество смартфонов iPhone5. Встречаются жалобы на царапины на корпусах совершенно новых телефонов.
Качество — вот причина всех этих событий. Конфликты происходят между сборщиками и лицами, отвечающими за качество конечной продукции, между рабочими и администрацией, ужесточающей требования по производственным процессам, между качеством экспортируемой продукции и качеством жизни местного населения.
События на заводах Foxconn поставили жирный восклицательный знак к прогнозу американской консультационной компании «Бостон консалтинг групп» (БКГ): к 2015 году американские компании полностью осознают потенциал домашнего производства. Наибольший эффект от возврата производства из Китая получат те компании, которые выпускают товары для продажи внутри США.
По прогнозам БКГ, к 2015 г. трудозатраты в США (с учетом производительности труда) будут на 20–45% ниже, чем в остальных развитых промышленных странах. Рынки рабочей силы США очень гибки и имеют очень низкие «барьеры выхода». Природный газ в США будет на 50–70% дешевле, чем в других развитых странах, благодаря возобновлению добычи на крупных подземных месторождениях сланцевого газа. Благодаря невысокой загруженности американских портов низки и транспортные издержки при обратном транзите.
Преимущество США с точки зрения экспортных затрат в целом ряде отраслей составит 5–25% (в энергоемких отраслях или связанных с природным газом — еще выше) по отношению к остальным развитым странам. В связи с этим число дополнительных рабочих мест к концу десятилетия вырастет в США на $2,5–5 млн.
Все это, конечно, для США хорошо. Но продукция будет все равно дороже, чем если бы она продолжала выпускаться на заводах в Китае. Например, iPhone5 будет стоить на $100 дороже. Готовы ли потребители заплатить больше? Да, говорят потребители. За качественную отечественную продукцию они готовы заплатить дороже, и не только из-за чувства патриотизма, но и из-за понимания того факта, что это дает рабочие места для граждан их страны.