11 мая 2014 г.   |   3620

Учим ребенка говорить первые слова

Когда ждать от ребпнка первого слова? Как научить его говорить? Чем помочь ему в этом?

Этими вопросами задаются практически все родители. Вот немного об этом процессе мы и поговорим сегодня.

Первые звуки

Первые звуки, произносимые ребенком, не зависят от его национальности, в этот период они одинаковы у всех грудничков независимо от того, какой язык они впоследствии усвоят. Однако постепенно малыш учится произносить лишь звуки родной речи, которые слышит от окружающих его людей.

С 6 месяцев ребенок начинает произносить отдельные слоги (ма-ма-ма, ба-ба-ба и др.). В дальнейшем путем подражания ребенок перенимает все элементы звучащей речи: не только фонемы, но и тон, ритм, мелодику, интонацию. Здоровый ребенок в этом возрасте прислушивается к разговору взрослого, адекватно реагирует на интонацию, узнает знакомые голоса.

Развитие речи

Развитие речи задерживается при неблагоприятных внешних условиях. Для того чтобы окружающие ребенка звуки способствовали развитию слуховой наблюдательности и языка, необходимо создать фон тишины, который не мешал бы ему воспринимать звуки и соответствующим образом реагировать на них. Среди непрекращающегося шума ребенок не слышит ни самого себя, ни взрослого.

Общаясь с ребенком, подойдите к нему достаточно близко и говорите с ним так, как будто сообщаете что-то очень важное или личное. Не следует говорить с малышом, находясь достаточно далеко от него: чтобы по-настоящему научиться вас понимать, ему нужно слышать ваш голос на некотором расстоянии — на таком, чтобы он смог различить звучание отдельных слов.

Скорее всего, любимым словом вашего малыша окажется то, которое он слышит больше всего и которое несложно выделить из речевого потока. Чем чаще вы, глядя на малыша и улыбаясь ему, будете произносить его имя, тем скорее он научится радоваться звуку своего имени и станет отвечать на него улыбкой, гулением или протягиванием ручек.

Двусложные слова

Во втором полугодии малыш воспринимает определенные звукосочетания и связывает их с предметами или действиями («так-так», «дай-дай», «бах»). Если постоянно разговаривать с ребенком, он будет гораздо быстрее усваивать новые слова. Особая манера родительской речи, мягкая, мелодичная, состоящая из коротких фраз, помогает крохе связывать предметы со словами, понимать отдельные словесные команды («Поцелуй маму», «Где папа?», «Дай ручку», «Нельзя» и т. д.). Малыш рано начинает улавливать интонацию взрослого: улыбается, если взрослый говорит доброжелательным тоном, и плачет, когда взрослый сердится.

В возрасте 7-9 месяцев малыш начинает подражать чужой речи, а к году — произносить первые слова. Основные приготовительные физиологические упражнения голосового аппарата заканчиваются, и ребенок переходит к сознательной подражательной речи. Настает момент, когда он осознанно произносит первое слово, связав его с конкретным, хорошо усвоенным представлением.

Внимание

Уже по первым словам детей можно судить о неблагополучии в развитии речи: вас должно насторожить, если малыш говорит «ма» вместо «мама», «па» вместо «папа» или если слово «мама» относится к отцу или другим лицам.

Необходимо также обратить внимание на то, как ребенок понимает речь. У одних детей уровень понимания включает в себя довольно большой словарный запас и правильное восприятие значения слов. О таком ребенке родители обычно говорят, что «он все-все понимает, вот только не говорит». Другие же дети с трудом ориентируются в обращенных к ним словах.

Обычно, если ребенок знает до 30 слов, он начинает объединять их в двухсловные фразы. Об отклонениях свидетельствует отсутствие подобных комбинаций при достаточно большом запасе усвоенных слов (до 50 и более). Однако чаще всего при отставании в речевом развитии накопление словарного запаса и построение элементарных фраз происходит в более старшем возрасте, чем полагается по норме.

И напоследок

Для развития подражания движениям можно проводить игры «Ладушки», «Дай ручку», «До свидания». При этом взрослый, произнося слова, вначале сам производит необходимые действия, затем сопровождает свои слова тем, что берет ладошки ребенка и хлопает ими, а потом побуждает его к самостоятельному выполнению движений по команде. Развитию лепета помогают игры-переклички. Их нужно проводить тогда, когда ребенок лепечет. Сначала взрослый повторяет звуки малыша, а затем произносит новые.

Новости по теме



Комментарии



Жалобы

Курс валют на сегодня - 29 октября 2020 г.

НБРК
USD430.51
EUR505.72
CNY64.14
RUB5.51
AED117.22
KGS5.37
GBP558.37
JPY4.13

Опрос

Сколько денег Вы сдаёте на нужды школы, в которой учится Ваш ребёнок?