25.12.2009, 09:30
Проверка на прочность
Проверка на прочностьСможет ли отечественная экономика расти без господдержки в следующем году? Об этом в интервью Profinance.kz размышляет советник председателя правления Национального аналитического центра (НАЦ) при Правительстве и Нацбанке Шамиль Дауранов.


- Сейчас высказываются очень разные оценки состояния, как мировой, так и казахстанской экономики. А как бы вы охарактеризовали сегодняшнюю экономическую ситуацию?


- В последние несколько месяцев все эксперты скорректировали свои оценки важнейших показателей состояния казахстанской экономики на 2009 год в сторону улучшения. Однако неопределенность на глобальных рынках все еще несет значительные риски для Казахстана. По моим оценкам, в Казахстане, в целом за 2009 год, кумулятивное снижение ВВП по сравнению с 2008 годом, может составить 7,9%. При этом реальное изменение прогнозируется в размере минус 1,3%, а дефлятор (ценовое изменение ВВП) может составить минус 6,7%.

Сокращается объем просроченной задолженности предприятий по выплате зарплаты своим работникам. Вместе с тем продолжается расти просрочка по кредитам – на начало ноября ее размер приблизился к 1 трлн. тенге (свыше $6,6 млрд.). Это почти в 4 раза больше, чем в ноябре 2008 года. Больше всего просроченной задолженности в строительной отрасли (293 млрд. тенге), торговле (234 млрд. тенге) и непроизводственной сфере (300 млрд. тенге).

Объем кредитования экономики банками за январь-ноябрь сократился на 27% по сравнению с показателем за аналогичный период прошлого года. В целом за 2009 год, по нашим прогнозам, снижение суммы кредитов, выданных банками населению и экономике, составит порядка 35%. Практически сейчас происходит сдувание финансового пузыря, который начал образовываться с 2004 года и достиг своего наивысшего значения в 2007 году. Вероятно, что в 2010 году при сокращении государственной поддержки финансового сектора и сектора домашних хозяйств снижение размеров кредитования экономики может быть продолжено.

Снижение размеров выдаваемых кредитов в 2009 году происходит на фоне роста депозитов в банковской системе. Это говорит о том, что, даже имея внутренние источники фондирования, банки с повышенной осторожностью подходят к выдаче кредитов. Кроме того, банкам приходится постоянно отвлекать свободные средства на увеличение провизий, вызванных просрочкой выплаты выданных кредитов. При таком сокращении объема выдачи новых кредитов у БВУ довольно скоро могут возникнуть проблемы с выплатой процентов по привлеченным депозитам. Кроме того, в ближайшее время очевидно будет происходить плавное снижение темпов роста депозитов, так как дальнейшая государственная поддержка БВУ чревата негативными последствиями в будущем.



- Каковы ваши прогнозы на 2010 год?


- Сейчас прогнозируется, что реальный ВВП в 2010 году вырастет на 3,2%. Невысокий экономический рост объясняется тем, что мировой спрос будет расти медленно. Кроме того, политика обменного курса тенге в части сохранения действующего коридора колебания курса тенге к доллару (3%), будет также сдерживать внутренний спрос. В результате этого темп роста импорта товаров и услуг будет незначительным, что должно повысить спрос населения на банковские депозиты. Это позволит улучшить ситуацию в банковском секторе. Государственные меры финансовой поддержки банковской системы уже не будут столь масштабными. Потому что такая длительная масштабная поддержка может воссоздавать финансовые пузыри за счет государственных средств. В следующем году экономика многих стран мира, и Казахстана в том числе, будет адаптироваться к работе в условиях дефицита ликвидности.

В обрабатывающей промышленности проблемы перейдут из сферы падения спроса на товары в плоскость острого недостатка инвестиционных ресурсов. Потому что доступ отечественных банков к внешним заимствованиям будет еще закрыт, а внутренние ресурсы будут относительно дорогими. Предполагается, что уровень инфляции в будущем году составит около 7%. Соответственно с учетом рисков банковская ставка будет составлять не менее 13-15%.

В строительстве, торговле и сфере операций с недвижимостью уровень потребительского спроса, скорее всего, увеличится. Но большая просроченная задолженность по ранее полученным кредитам может стать препятствием на пути развития этих отраслей в ближайшие три года. Вероятно, потребуется проведение реструктуризации долгов или даже банкротства многих предприятий в этих секторах экономики.

Зато отрасли, которым постоянно оказывается государственная поддержка, в 2010 году могут получить развитие по сравнению с 2009 годом на 3-5%. Это электроэнергетика, транспорт и связь, коммунальное хозяйство и другие. Кроме того, в сырьевых отраслях промышленности, если сохранится сегодняшняя рыночная конъюнктура, можно ожидать роста доходов. Положительная динамика ожидается и в сельском хозяйстве – там в последние годы средний рост производства продукции составляет порядка 5-7%.

За счет этих позитивных факторов поступления в государственный бюджет должны увеличиться кумулятивно на 15-20% по сравнению с показателями за 2009 год. Более рациональное формирование расходной части государственного бюджета позволит, не привлекая активы Национального фонда, обеспечить проведение работ по диверсификации экономики РК.

Какие основные задачи предстоит решить в 2010 году? Во-первых, это нормализация работы банковской системы. Будет идти работа по улучшению качества кредитного портфеля, формированию ликвидности, выполнению обязательств по внешним займам.

Во-вторых, предстоит изменить подходы к кредитованию экономики. То есть, надо отойти от раздачи кредитных ресурсов. Необходимо сформировать целостную систему определения перспективных в среднесрочном периоде отраслей экономики и сегментировать предприятия этих отраслей по рискам. А банки должны участвовать в диверсификации экономики страны на принципах государственно-частного партнерства.

В-третьих, надо формировать долгосрочные стратегии развития банков по укреплению устойчивости и диверсификации источников привлечения средств.



- Как вы считаете, какой должна быть государственная поддержка экономики?


- МВФ по этому поводу рекомендует избегать крайностей. То есть как преждевременного прекращения государственных интервенций, так и слишком длительного продолжения этих мер.

Показатели экономического развития РК в 2009 году во многом обусловлены тем, что государство оказывало большую материальную поддержку финансовому сектору, строительству, МСБ, торговле, производству отдельных пищевых товаров. Но что будет в следующем году? Если мы хотим достичь прогнозируемой динамики экономики, то будут ли для этого достаточно ресурсов у банков, предприятий строительства, торговли, МСБ? Смогут ли они без государственной поддержки обеспечивать такой уровень производства и потребления?

Предполагается, что государство больше не будет оказывать столь масштабную поддержку экономике. Но внешних источников заимствования у банков в следующем году в достаточной мере явно не будет. Поэтому, хотим мы этого или нет, придется снижать уровень активов банков и в целом всей финансовой системы. То есть приводить ее в соответствие с тем физическим экономическим ростом, который был, скажем в 2003-2004 годах. А остальное было пузырем, который должен был сдуться. Все время поддерживать нереально высокий уровень экономического роста на той базе, которая сформировалась в результате перегрева экономики, будет непосильно государству. В этом году было потрачено более $10 млрд. Если так и дальше тратить, то запасы очень быстро кончатся. Необходим более жесткий подход.

Кроме того, нужно учитывать, что ВВП страны в 2009 году кумулятивно сократится примерно на $30 млрд. Не смотря на это, в течение всего уходящего года происходил рост денежной массы. То есть существует дисбаланс между товарной массой и денежной, что обусловлено вливанием значительных государственных средств в экономику. Дальнейшее увеличение этого дисбаланса опасно, поэтому экономике в наступающем году надо больше рассчитывать на собственные силы.

Вместе с тем в 2009 году, как известно, дефолты объявили несколько крупных банков. В следующем году еще у нескольких банков наступает пиковые погашения внешней задолженности. У них тоже может сложиться непростая ситуация и не исключено, что может потребоваться помощь со стороны государства.



- Похоже, что наметившееся сейчас улучшение экономической ситуации это еще не начало стабильного роста.


- Если в мире списали убытков на три с лишним триллиона долларов, то это говорит о том, что «пузырь» сдулся. Министры финансов и руководители Национальных банков стран группы G-20, а также руководители МВФ считают, что худший этап уже пройден, но процесс выхода из кризиса будет продолжительным и тяжелым. Единственное, что хорошо в этой ситуации, это то, что возможно произойдет качественное обновление экономики, будет развиваться новая макроэкономическая политика. В последнее время финансы были впереди всей экономики. Но это как лошадь и телега – сначала должна быть макроэкономическая политика, а финансы уже должны обеспечивать эту политику. А не наоборот. Посмотрите, что происходит сейчас не только у нас, но и на международном уровне - собираются главы государств G20 и министры финансов. А где же министры экономики, почему их там нет?


- Но, кажется, так все и продолжается. То есть сначала финансы, а потом уже все остальное.


- Ученые-экономисты во всем мире имеют ограниченное влияние на реальное развитие экономики, поскольку не обладают ресурсами. Они только могут сказать, как надо делать, чтобы экономика развивалась правильно. А финансисты им в ответ говорят – мы зарабатываем деньги и вы нам не мешайте.

Так, например, относительно перегрева экономики дискуссия в Казахстане была, хотя бы на межведомственном уровне, еще в 2004-2005 гг. Уже тогда говорилось об опасности быстрого роста денежной массы. Но когда есть возможность получить доходы, очень тяжело остановить людей.

Вообще, как мне кажется, нам сильно не хватает открытой жесткой квалифицированной дискуссии между профессиональными экономистами. Например, в Германии есть 6 крупных экономических институтов. Ученые собираются, обсуждают ситуацию, спорят. А потом дают правительству свое видение экономического развития страны. На базе этой информации разворачиваются дискуссии в комиссиях и комитетах правительства и в итоге принимаются решения, подтвержденные наукой.

В Японии регулярно издается «красная книга», в которой дается глубокий комплексный анализ развития как японской, так и мировой экономики. Эта книга свободно продается, каждый может купить ее. Наверное, это правильно. Если бы у нас больше внимания уделялось научному экономическому анализу, то этим бы стимулировали, чтобы у нас было больше профессиональных экономистов.

- Что говорить об экономическом анализе, если каждый, кто так или иначе интересуется официальной экономической статистикой, сталкивается с элементарным несоответствием одних и тех же данных, предоставляемых разными ведомствами. Или с тем, что официальные статданные противоречат порой здравому смыслу.


- Действительно, проблема качества статистической информации в РК существует. При этом анализ и статистика тесно связаны между собой. Потому что анализ предполагает наличие информационной базы. И такая информационная база должна быть более широкая, чем у нас есть сейчас.

Например, сейчас мы много рассуждаем о том, что с платежным балансом у нас много проблем. Но, возьмем, к примеру, статью платежного баланса «Чистые услуги». Какие услуги, сколько они стоят, какое у них направление? Ничего этого мы толком не знаем. То же самое со статистикой ВВП. Она включает только очень короткий перечень отраслей экономики и промышленности. Например, операции с недвижимостью. Это же очень широкий спектр услуг, но нет расшифровки – каких именно. Поэтому невозможно понять, что именно влияет на динамику показателей этой отрасли. То же можно сказать о финансовом секторе, торговле, связи, транспорте. Разве можно, скажем, торговлю одной строкой прописывать? В итоге приходится анализировать и прогнозировать ситуацию очень обобщенно.

Сейчас если судить по статистике, мы можем наблюдать ряд дисбалансов в экономике. В том числе, я думаю, из-за статистических погрешностей и недостаточного анализа. Например, в условиях кризиса в других странах безработица растет, доходы населения падают. У нас все наоборот: реальные доходы населения растут, безработица падает. Как это происходит - не понятно.



- Ситуация с инфляцией тоже выглядит не совсем понятной.


- Сейчас уже ясно, что повышения уровня инфляции по итогам 2009 года не будет. Если рассуждать логически, то потребительские цены после девальвации должны были бы увеличиться. Однако этого, по официальной статистике, не произошло. Теперь же, не смотря на реальное увеличение доходов населения (согласно той же статистике) рост инфляции маловероятен. Потому что объемы продажи валюты и динамика импорта свидетельствуют о падении потребительского спроса в стране.

Обычно низкая инфляция является признаком макроэкономической стабильности. В условиях диверсифицированной экономики это – положительный фактор. Однако для стран с развивающимся рынком, низкая инфляция свидетельствует о низком спросе на товары и услуги, что равнозначно низким инвестициям в развитие. В странах СНГ низкий уровень инфляции отмечается чаще всего в Кыргызстане, Таджикистане, Грузии, Армении, Молдове. В Казахстане самый низкий среднегодовой уровень инфляции был зафиксирован в 1998 году, когда экономика находилась в глубоком кризисе.


- А каковы ваши прогнозы относительно курса тенге по отношению к мировым валютам?


- После девальвации курс тенге находится в коридоре, установленном Нацбанком. Перспективы этого коридора, по моему мнению, во многом связаны с колебаниями курса российского рубля к доллару. Потому что многие наши товары и услуги конкурируют с российскими товарами и услугами. И, если Россия будет продолжать девальвировать рубль, мы будем вынуждены предпринимать адекватные меры для того, чтобы поддержать казахстанского производителя и не допустить снижения конкурентоспособности отечественной продукции. Но нужно отметить, что с декабря 2009 года Казахстан и Россия являются членами Таможенного союза. Поэтому такие важные экономические решения как коррекция курсов национальных валют они теперь будут принимать согласовано.




Елена Дудка, специально для Profinance.kz


Теги: Мнение



Другие новости по теме:

 – Интервью президента Европейского банка реконструкции и развития Томаса Мирова Агентству "ПРАЙМ-ТАСС" - 16.11.2009
 – Рост ВВП в 2010 году будет 2,4%-2,9% - 11.09.2009
 – ВВП стран ОЭСР упадет в 2009 г. на 3%, экономика развивающихся стран вырастет на 2,1% - ВБ - 01.04.2009
 – 10 лет без роста – смертельны - 13.07.2009
 – Ханс Хольцхаккер: - Республиканский бюджет достаточно реалистичен - 30.03.2009


Комментарии

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Добавление комментария

Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Ваш комментарий:
Код:

обновить если не виден код
Введите код: