«Если рассматривать шмеля исходя из законов аэродинамики, он не должен уметь летать. Но шмель этого не знает - потому и летает”.
Рамиль Мухоряпов – обаятельный предприниматель, генеральный директор казахстанского дисконтного сервиса Chocolife.me начал свой путь восхождения к вершинам отечественного бизнеса со студенческих лет. Осознание того, чем он хочет заниматься, пришло после прохождения практики в национальной компании. Рамиль понял, что точно не хочет работать в корпорациях. Наш герой увлекается чтением книг о создании великих компаний, именно они повлияли на его становление. «Starbucks», «McDonalds», «WalMart» - это огромные корпорации, созданные простыми людьми, верящими в свою мечту, так и Рамиль хотел участвовать в создании чего-то великого. Он делится, что представлял, как его компания станет транснациональной, а бренд будет узнаваем во всем мире.
На 4 курсе университета (в Москве в Финансовой академии) Рамиль с партнерами создали первый бизнес – компанию «Реклама в вузах» - размещали рекламу в вузах Москвы. За 3 месяца стали компанией №2 на рынке, но маленький размер рынка заставил задуматься о новых нишах. В 2007 году они создали компанию по производству выпускных альбомов – «Фотобук» , который через 3 года сделали лидером российского рынка как по качеству продукта, так по продажам и прибыли. Ребята сильно гордились тем, что создали всей командой – продуктом, долей рынка более 50%. И все же чувствовали, что могут больше. И интуиция ребят не подвела. В 2010 году в России был бум купонных сайтов. Идея команде Рамиля сильно понравилась: выигрывает Клиент (получает скидку от 50%), выигрывает Партнер (получает нового клиента), а они строят социальную сеть покупателей, получая комиссию с каждой продажи. «В Казахстане уже было несколько таких проектов на момент нашего запуска, но мы видели, что у них был несерьезный подход к делу – они слабо изучили модель, привлекали неверную аудиторию и делали неправильные акции с неправильными партнерами, практически не следили за качеством и сервисом. В 2011 году мы запустили профессионально сделанный клон американского Groupon и назвали его Chocolife.me», рассказывает Рамиль.
По словам нашего героя за 1,5 года развития на сервисе зарегистрировалось более 500,000 человек, а годовой оборот превысил 1 млрд тенге. Каждый день с ними экономит 1500 казахстанцев. А больше всего они гордятся тем уровнем клиентского сервиса, который создали: мы на связи 24/7, без выходных, отвечаем на 70% всех письменных запросов в течение 15-30 минут и единственные, кто возвращает деньги даже за использованные купоны, если услуга не понравилась покупателю. Причем мы делаем возврат в течение считанных минут.
Сервис – это конечно отлично, учитывая, что в Казахстане он хромает, но насколько прибылен дисконтный бизнес. По словам Рамиля любой бизнес при правильном ведении – прибыльное дело. Как-то Михаил Прохоров сказал: «У меня нет оправдания убыточному бизнесу». И Рамиль с ним согласен. «Когда ты начинаешь – ты вкладываешь больше, чем получаешь – это ок. Но ты изначально должен понимать, как именно будешь зарабатывать деньги. Сложности возникают всегда, и моя философия – любить эти сложности. Мы воспринимаем сложности как условия задачи. И эту задачу необходимо решить. Все как в школе, но уже на другом уровне», делится наш герой.
А задачи и цели у Рамиля весьма амбициозные – превратить Chocomart в крупнейшего в регионе электронного ритейлера с концепцией: «Все что можно купить в Казахстане – можно купить на Chocomart.kz». Он объясняет, что это подразумевает под собой построение таких процессов и систем, которые никто в стране не делал: «как сделать доставку день в день по Казахстану», «как управлять миллионами товарных позиций на складе», «как делать десятки тысяч отправлений и доставок в день» и т.д.
Для достижения поставленных целей Рамиль создает творческую атмосферу в коллективе. Он довольно либеральный руководитель и относится к сотрудникам, как к части своей большой семьи. Ему нравится выражение «на РАБоту ходят РАБы, а люди живут». Наш герой делится, что хочет, чтобы для ребят работа и жизнь были одним целым, чтобы они кайфовали от того, что создают каждый день, чувствовали радость от процесса и результата. Рамиль сам не любит бездельничать, и лентяев в коллектив не допускает. Объясняя это тем, что они тянут команду вниз и разлагают атмосферу изнутри. По словам Рамиля лентяев легко узнать: они профессионально отмазываются. Раньше реагировал резко – сейчас спокойно: просто расстаемся – нам не по пути.
Рамиль делится, что только с опытом пришли навыки управления. Первый опыт руководства коллективом на студенческой скамье он получил, будучи председателем Студенческого совета своего факультета. Свою первую команду он потерял полностью. Сейчас Рамиль осознает, в чем были причины. А причина была в нем самом. Он рассказывает, что все делал не так. Всё: как планировал, как ставил задачи, как контролировал своих ребят, как мотивировал на подвиги. Но руководить бизнесом – это огромная ответственность, и Рамиль начал изучать менеджмент. Читая книги по управлению - в каждой ситуации он видел себя и все больше понимал, насколько был не профессионален в тех или иных ситуациях. Ну и опыт: со временем ты начинаешь лучше понимать людей, их реакцию на твои слова и действия. И, как говорил Пушкин, и опыт, сын ошибок трудных, вот таким путем Рамиль каждый раз совершенствует свои методы управления.
Даже, если наш герой ошибается, и на его пути встречаются сложности, он относится к этому философски спокойно. Для него жизнь – большое приключение. Он не помнит ни одной ситуации, где в глобальном смысле терял оптимизм. Есть понимание того, что никогда не поздно исправить свои ошибки.
«Пока мне не удалось выстроить баланс между бизнесом и семьей. Семья регулярно жалуется. Знаю точно, что детям буду уделять много времени – вижу, как много это значит для их будущего», - с улыбкой говорит Рамиль.