Включаем компьютер. Запускаем Windows. Есть минутка-другая, чтобы налить чашку кофе. Пуск! Начало рабочего дня десятилетиями не меняется у сотен миллионов офисных сотрудников на всей планете. И пока пользователи открывают и закрывают окошки самой востребованной в мире операционной системы, Microsoft не о чем беспокоиться. А напрасно. Нынешняя IT-индустрия не имеет ничего общего с рассветом компьютерной эры, когда одного-двух успешных продуктов компаниям хватало на долгие годы безбедной жизни. У прежде недосягаемой звезды Microsoft сейчас трудные времена: конкуренты наступают по всем фронтам, а занимать новые ниши неповоротливый монстр не спешит. Кто виноват, вроде бы понятно. И на вопрос «Что делать?», судя по всему, тоже вырисовывается ответ.
Упущенные возможности
Пик развития корпорации, созданной Биллом Гейтсом и Полом Алленом в 1974 году, пришелся на конец 1990-х. 13 лет назад капитализация Microsoft достигла 619,3 млрд долларов, но в сентябре-октябре 2012-го от былого величия осталось лишь 250 млрд. Сначала IT-гигант из Редмонда был вынужден пропустить вперед одного заклятого конкурента — Apple (в сентябре этого года детище Стива Джобса стоило 656 млрд долларов), а потом и второго — Google (5 октября 2012-го его капитализация превысила 250 млрд). При этом Microsoft по-прежнему в числе крупнейших в мире IT-компаний по объему выручки (73,7 млрд долларов), так почему же инвесторы разлюбили тикер MSFT?
«Microsoft лидирует в сегменте операционных систем (ОС) и офисных приложений (пакет MS Office) с большим отрывом, однако его позиции в секторе мобильных платформ далеко не самые лучшие (по данным IDC, на Windows Mobile приходится всего 4% продаж смартфонов. — Прим. «РБК»), — замечает IT-инвестор, миноритарий Microsoft Гэри Штейн. — Многие считают маловероятным, что Microsoft будет доминировать в сегменте офисных ОС и в следующем десятилетии, особенно если Windows 8 окажется провальной». На принципиально новую версию своего главного продукта, презентованную 25 октября, в корпорации возлагают огромные надежды, вот только оправдаются ли они? Генеральный директор Стив Баллмер, который сменил Билла Гейтса на этом посту в 2000 году, за время «правления» сделал немало спорных ставок и приобретений.
Яркий пример — планшетный компьютер. Прототип инновационной «таблетки» с сенсорным экраном был разработан в недрах Microsoft еще в 1998-м. За десятилетие до появления iPad от Apple, который буквально взорвал рынок. Однако тогда ни Гейтс, ни его правая рука Баллмер не увидели в плоском гаджете будущего, потому что «он не был похож на Windows»! Планшет Surface, анонсированный в 2011-м и поступивший в продажу в конце нынешнего октября, выглядит уже не прорывом Microsoft, а скорее отчаянной попыткой запрыгнуть в уходящий поезд, в котором практически все места заняли «яблочники» и адепты Android.
Аналогичный просчет Стив Баллмер допустил и с операционной системой Windows CE, которая с начала 2000-х использовалась для портативных устройств и вполне могла бы стать основой современной многофункциональной платформы для смартфонов. «У Microsoft был значительный задел, они на несколько лет опережали остальных. И все проворонили из-за бюрократии», — цитирует Эда Маккахилла, 16 лет проработавшего менеджером по маркетингу в Microsoft, американский журнал Vanity Fair. Взлет и падение популярности сервиса мгновенных сообщений MSN Messenger, провальный запуск MP3-плеера Zune вдогонку iPod, инвестиции в поисковик Bing (он принес компании 6 млрд долларов убытков), покупка сервиса Skype за баснословные 8,5 млрд... Список сомнительных (с точки зрения возврата инвестиций и своевременного появления на рынке) проектов Microsoft этим не ограничивается, но недвусмысленно свидетельствует о том, как руководство изо всех сил пытается дать адекватный ответ на инновационные и коммерчески успешные продукты конкурентов.
Корпорация «немного запоздала» с выходом в интернет-сегмент, признается в интервью журналу «РБК» президент представительства Microsoft в России Николай Прянишников. «Но мы быстро наверстываем упущенное. Skype — один из самых крупных и востребованных сервисов по предоставлению связи, в том числе для аудио- и видеоконференций», — отмечает он. По его словам, компания стремится объединить лучшее от Microsoft и Skype. «Наш поисковик Bing, который на данный момент не представлен в России, очень активно развивается в Америке и пользуется там большой популярностью», — добавляет г-н Прянишников. По данным comScore на июль 2012-го, доля поисковой системы Bing в США выросла до 15,7% (год назад — 14,4%), при этом на Google приходится 66,8% поисковых запросов (65,1% в 2011-м). Замыкает тройку Yahoo! с 13% (16,1%). Да, клиенты Yahoo! переключаются на Bing, но до лидера — огромная пропасть.
Игры и облака
Быть догоняющим — провальная стратегия, негативно влияющая на стоимость акций. «Microsoft действительно упустил много возможностей, чтобы остаться лидером IT-рынка. В будущем ему необходимо принять целый ряд согласованных и продуманных мер, дабы не оказаться позади главных трендов, и сделать вложения, которые позволят застолбить новые перспективные ниши. Это единственный путь», — убежден основатель Screener.com и акционер Microsoft Леонард Гровер. Просчетами Стива Баллмера он называет потерю доли рынка в сегменте интернет-браузеров (доля Internet Explorer несколько лет подряд снижается по отношению к Google Chrome, Opera, Mozilla Firefox и другим и уже не превышает, по разным оценкам, 53–55%), полное забвение проекта Microsoft Passport, который при условии активного развития и инвестиций мог бы соперничать с MySpace и Facebook, а также совершенно экономически неоправданную 6-миллиардную покупку сервиса онлайн-рекламы aQuantive, которая не принесла желаемой отдачи. Ко всему прочему, по расчетам Gartner Inc., бесплатный пакет OpenOffice от Google уже «отъел» около 10% рынка у MS Office.
Однако не стоит чересчур сгущать краски: на улице Microsoft случаются праздники. «Успех наших последних продуктов — Windows 7, Office 2010 и Kinect — хороший показатель эффективности усилий. Windows 7 стала самой продаваемой ОС в истории: с момента запуска реализовано более 500 млн лицензий. По всему миру продано свыше 18 млн игровых консолей Xbox, а игровой «контроллер без контроллера» Kinect (позволяет управлять играми напрямую движениями тела без помощи джойстиков или других устройств. — Прим. «РБК») попал в Книгу рекордов Гиннесса как самый востребованный девайс в мире (8 млн за 60 дней, всего — более 19 млн штук). Никогда раньше в Microsoft не было так интересно, как сейчас. Мы рассчитываем на дальнейший рост», — Николай Прянишников явно настроен оптимистично.
Консоль Xbox и правда весьма успешный проект. В официальном блоге Microsoft директор по маркетингу отдела интерактивных развлечений Юсуф Мехди поделился свежими цифрами: с начала продаж в 2005 году компания заработала на ней более 56 млрд долларов. На данный момент Xbox 360 занимает 47% сегмента игровых консолей последнего поколения. У сервиса Xbox Live 400 млн подписчиков, которые проводят за консолями в среднем 84 часа в месяц. А семь лет назад казалось, что японский конкурент Sony PlayStation так прочно завладел рынком, что американцам не удастся отвоевать хоть сколько-нибудь значимую нишу. Но Microsoft удалось. Г-н Мехди рассчитывает, что появление Windows 8 позволит организовать для Xbox 360 развлекательный сервис премиум-класса.