Рекомендуем
×
«Врач от бога» — так называют его пациенты и коллеги, а скромный эскулап всего лишь выполняет свою работу. В очередь к признанному отоларингологу Серику Есендировичу Чакликову записываются за неделю, а то и за две вперед. Читать далее

Прийти в сознание

30 января 2013/ Общество/ Автор Илья Носырев

Материалистическая наука может объяснить что угодно: возникновение Вселенной, зарождение жизни, закономерности истории. Даже там, где она еще не дала точных ответов, существуют правдоподобные гипотезы. Есть лишь одно явление, объяснить которое крайне сложно. Это проблема человеческого сознания: что такое наше «я», благодаря которому каждый из нас воспринимает этот мир? Нейрофизиологи довольно хорошо изучили человеческий мозг и принципы его работы, однако никакого специального места, где могло бы скрываться сознание, не нашли. Как получается, что живая материя обладает способностью ощущать, и почему это не дано, например, компьютерам? Или ­все-таки дано? Ученым неизвестен ответ на вопрос, на каком уровне своей сложности организмы обретают дар воспринимать мир. Не исключена вероятность, что это умеет и амеба, а возможно, столь драгоценного дара нет даже у собаки...

Со знанием дела? С сознанием тела!

Еще во времена научной революции XVI–XVII веков стало очевидно, что человек — своего рода машина: наши движения подчиняются законам механики, а кровь течет под воздействием тех же факторов, что и вода в водосточных трубах. Но почему этой машине удается мыслить и чувствовать, в то время как заводной автомат такого умения лишен? Французский философ Рене Декарт решил, что наше тело представляет собой механическую куклу, которую оживляет душа, подключающаяся к мозгу через шишковидную железу. В теле душа чув­ствует себя этаким начальником, наблюдающим, что творится во­круг, при помощи органов чувств и отдающим телу приказы, что делать.

Как и многие последующие мыслители, в том числе и современные, Декарт не различал две принципиально разные способности — воспринимать мир и думать (недаром же ему принад­лежит афоризм «Я мыслю, значит, существую»). Сегодня ученые-материалисты не могут позволить себе рассуждать о душе, однако объяснить, как нематериальные явления (так называ­емые квалиа — наши субъективные ощущения и восприятия, «кирпичики», из которых строится сознание) влияют на материальный мир, они по-прежнему не в состоянии. «В центре внимания аналитической философии — проблема сознания и мозга, именно ею я занимаюсь в сотрудничестве с крупнейшими нейрофизиологами», — говорит главный научный сотрудник Института философии РАН, профессор Давид Дубровский. По словам эксперта, пока не удалось найти ответы на два главных вопроса. Если явлениям субъективной реальности нельзя приписать физические свойства (массу, энергию, пространственные характеристики), то как объяснить, во-первых, их связь с процессами мозга, а во-вторых, связь между этими явлениями и так называемыми осознанными действиями организма (я захотел взять карандаш, и моя рука протягивается к нему — мысль вызывает работу мышц, сложные биохимические процессы и т.д.).

Вроде бы все обстоит просто: наше внутреннее «я» принимает решения, управ­ляет нашим поведением, логиче­ски осмысливает происходящее вокруг, ощущает. Но современная нейрофизиологическая наука уже доказала, что сознание и мозг — вещи разные, и совершенно непонятно, как они соотносятся друг с другом. «Возьмем самый обычный случай — боль, — приводит пример антро­полог, кандидат биологических наук Аркадий Фельдман. — Человек, находящийся без сознания, скажем, в результате тяжелой травмы, не чувствует боли, но его мозг ее ощущает: нервы ­по-прежнему передают болевые сигналы, в кровь выделяются продукты стресса. Если боль нестерпима, это даже грозит необратимыми последствиями, например инсультом. Но как такое может быть, если в его теле в этот момент не было его «я», ­которое бы эту боль чувствовало?»

«Я» — гуманитарий. 

«Я» не хочет ничего решать

Дальше в лес — больше дров. Процесс принятия решений, традиционно приписываемый сознанию (недаром и термин есть — «сознательное решение»), тоже вроде бы вершится именно мозгом. «Любой, кому приходится водить машину по знакомому маршруту или выполнять другую рутинную задачу, сотни раз ловил себя на удивительном ощущении: вот я сижу, что-то делаю, а последние пять минут себя не помню, и тем не менее автомобиль совершал нужные повороты, руки «сами собой» двигали рычаг и крутили баранку, — рассуждает кандидат психологических наук, замдиректора центра практиче­ской психологии «Этери» Светлана Никифорова. — Но кто принимал решения, куда повернуть на перекрестке, в какой момент сбросить скорость или, наоборот, нажать газ? Совершенно верно, мозг. Не сознание». Спросите себя, сколько времени в день вашего внутреннего «я» нет нигде. И вам станет ясно, что сознание — не то чтобы постоянный атрибут нашего тела: даже если не брать сон, то не менее 25–30% времени нашей жизни мы проводим в «бессознанке». Получается, четверть или даже треть всего, что мы делаем в течение дня, делаем не мы, а наш мозг, работающий без нашего ведома?

Нет ничего страшного в том, что мозг делает массу работы на автомате, скажет рассудительный человек. Ведь он поступает так, чтобы облегчить нам жизнь, не обременяя рутинными делами. Но наиболее важные решения принимает все-таки сознание.  

Дочитали статью до конца? Пожалуйста, примите участие в обсуждении, выскажите свою точку зрения, либо просто оставьте оценку статьи ;)

Следите за обновлениями сайта в социальных сетях Фейсбук или Твиттер.

Комментарии
Добавление комментария
Имя:*
E-Mail:
или войдите через свой аккаунт:
Таймлайн
Опрос
Какой жилищный вопрос вы решаете в настоящее время?
расширение,
размен,
переезд,
никакой
Архив опросов