Время застоя для отечественных машиностроителей подходит к концу. Впереди усердная работа, расширение рынка сбыта и завоевание доверия потенциальных заказчиков. О возможностях и перспективах казахстанских предприятий машиностроения в интервью «&» рассказал гендиректор машиностроительного завода «Белкамит» Павел Беклемишев.
– Павел Иннокентьевич, существует стереотип, согласно которому отечественные заводы ничего производить не умеют. Может, пришло время оспорить это мнение?
– 20 лет назад продукция машиностроения достигала порядка 20% в валовом продукте советского Казахстана. Это, конечно, не высший показатель, но достаточно серьезный. Отечественные заводы производили и экспортировали широкий спектр сложного машиностроительного оборудования, в основном в страны бывшего Советского Союза и соцлагеря, но были примеры поставок и в дальнее зарубежье. Например, Алматинский завод тяжелого машиностроения поставлял прокатные станы в Японию. Также у нас был хорошо развит машиностроительный комплекс для обороны. Наши предприятия поставляли свою продукцию семи «оборонным» министерствам СССР.
В период трансформации экономики мы очень многое потеряли, и сегодня доля машиностроения в валовом продукте страны занимает около 3%. Это весьма незначительный показатель. Тем не менее казахстанские машиностроители могут поставлять достаточно сложные изделия. Например, в Степногорске действует завод по производству подшипников для железнодорожного транспорта. Усть-Каменогорский арматурный завод поставляет по СНГ магистральные задвижки для нефте- и газопроводов. У нашего предприятия есть небольшой опыт экспорта различной продукции в Россию, Туркменистан и Узбекистан. Другое дело, что могли бы производить намного больше.
Сегодня развитие нашей отрасли определяется «сырьевой направленностью» экономики республики. Динамично растет, например, нефтедобыча, и поэтому нам, машиностроителям, нужно двигаться в нефтегазовом направлении. В первую очередь надо понять, что мы можем и что мы должны производить с учетом географического положения Казахстана и кадрового потенциала. Наша страна находится далеко от рынков сбыта, и производить здесь товары массового потребления и везти их куда-то к массовому потребителю, кроме отдельных случаев, сложно или даже совсем неправильно. Транспортировка будет дорогой, а она все-таки играет немаловажную роль в себестоимости товара. Поэтому, на мой взгляд, надо наладить производство сложного оборудования, которое в первую очередь будет востребовано в самом Казахстане.
Это может быть как нефтегазовое, так и горно-металлургическое, энергетическое или транспортное оборудование. Я имею в виду не потребительский транспорт, а именно средства для транспортировки грузов, специальные подвижные средства для железных дорог. Вот в этом направлении мы должны развиваться.
– Какое оборудование, необходимое в нефтегазовой отрасли, могут производить отечественные предприятия?
– В первую очередь в Казахстане надо организовывать производство специального мелкосерийного нестандартного оборудования. То, что широко используется в нефтегазовой отрасли, допустим электротехнические элементы, мелкие задвижки, можно купить и в других странах. А вот сложное оборудование, особенно если оно крупногабаритное, конечно, лучше производить у нас. Это довольно-таки большой перечень продукции и довольно большой объем.
Например, когда бывший оборонный завод перестраивал свою деятельность на мирное производство, то нефтегазовый комплекс стал первым направлением, которое мы начали осваивать. Если смотреть с инженерной точки зрения, здесь достаточно широкий спектр оборудования – это и сосуды, работающие под высоким напряжением, и широко применяющиеся в отрасли различные сепараторы, отстойники, реакторы, колонные теплообменные аппараты, воздухоохлаждаемые теплообменники. Это объемное оборудование, отдельные экземпляры достигают 100 м в длину и 10 м в диаметре. Но мы пока такие не освоили. Наш лучший на сегодня показатель – 30 м в высоту и 3,5 м – в диаметре. Но это тоже достаточно крупногабаритное сложное оборудование. Это говорит о том, что мы можем. Главное – постараться.
Отечественные предприятия уже работают с нефтяными компаниями. Например, наш завод несколько лет поставляет оборудование различным компаниям, таким как «Тенгиз Шевройл», «ПетроКазахстан», «Казахойл Актобе» и карачаганакский консорциум, а также нефтеперерабатывающим заводам Атырау и Шымкента. Участвуем мы и в тендере на поставку оборудования на Павлодарский НХЗ.
Сейчас в этом направлении на рынке страны активно работают порядка 10 машиностроительных предприятий. Оборудование со схожими характеристиками требуется и в горно-металлургической отрасли. Отечественные заводы сотрудничают с Усть-Каменогорским титаномагниевым комбинатом, Казцинком, Казахмысом и с более мелкими предприятиями, которые только развиваются.
Бурный рост показывает в последнее время уранодобывающая отрасль. Для предприятий этой отрасли мы также готовим достаточно большой объем крупногабаритного нестандартного оборудования. Не нужно забывать и об инфраструктурных проектах, таких как мостовые конструкции. Мосты из стали – это довольно сложное сооружение. Два автомобильно-пешеходных моста мы построили в Астане. Сейчас готовимся к тендеру по изготовлению мостовых конструкций для ветки Жетыген – Коргас. На самом деле работы много, просто нужно уметь подстраиваться под заказ. Возможности есть, надо их правильно использовать.
– Какой объем необходимого оборудования производят эти 10 предприятий, о которых вы рассказали?
– На самом деле тут 10 заводами не ограничишься. В Казахстане, на мой взгляд, сегодня порядка 100 предприятий находятся в рабочем состоянии. Они развиваются в разных направлениях. Здесь хотелось бы отметить, что в машиностроении, как нигде, развита кооперация между предприятиями. И в разные моменты они могут совместно работать. Поэтому, на мой взгляд, в пределах Казахстана нельзя решить проблему изготовления всего оборудования для нефтегазовой отрасли. Есть уникальные вещи: сложные компрессоры высокой мощности, турбинное оборудование и т.д. Так вот, на мой взгляд, отечественные предприятия могут освоить до 70% номенклатурных наименований, а также 70% объема поставок сложноспециального оборудования. Конечно, здесь нужна и внутренняя кооперация между самими предприятиями. Надо привлекать иностранных инвесторов, имеющих опыт производства такого оборудования в других странах. Нужно создавать условия, чтобы иностранные компании хотели работать в нашем государстве и создавали свои совместные предприятия. Тогда у нас будет реальное производство на территории Казахстана. Наши специалисты будут обучаться и развиваться, создавая собственную продукцию.
– Что необходимо для развития этих предприятий?
- Для развития машиностроения нужны большие инвестиции. Но надо понимать, что и получим мы при этом немало. Ели говорить о нашем заводе, то сегодня у нас есть два инвестиционных проекта. Суммарно они тянут где-то на $7 млн. Мы надеемся, что вложенные средства помогут увеличить объем в 2-3 раза. Кроме того, вхождение в Таможенный союз откроет для нас новые возможности. Мы сможем закупать российское сырье без пошлин, что будет способствовать увеличению объемов производства. А это, в свою очередь, положительно скажется на себестоимости производимого нами оборудования. То есть цены могут упасть до 10%. Все будет зависеть от того, насколько динамично будет действовать весь Таможенный союз. Если экономика трех стран будет развиваться более энергично, то все от этого получат выгоду.
Асель Маратова, «Бизнес&Власть»
Дочитали статью до конца? Пожалуйста, примите участие в обсуждении, выскажите свою точку зрения, либо просто оставьте оценку статьи ;)
Следите за обновлениями сайта в социальных сетях Фейсбук или Твиттер.
По теме:
- Машиностроение: догоним и перегоним
- До 70% оборудования для нефтегазовой отрасли можно производить в РК - экспе ...
- Иностранных инвесторов заставят покупать казахстанское нефтегазовое оборудо ...
- Реального механизма поддержки машиностроения в РК нет - гендиректор МНТЦ «М ...
- Иркутский завод поставит оборудование для казахстанской компании
Комментарии
Добавление комментария
Таймлайн
Архив
2013/ Февраль (56)2013/ Январь (87)2012/ Декабрь (119)2012/ Ноябрь (130)2012/ Октябрь (98)2012/ Сентябрь (124)
2012/ Июль (68)2012/ Июнь (274)2012/ Май (379)2012/ Апрель (474)2012/ Март (533)2012/ Февраль (489)2012/ Январь (292)2011/ Декабрь (289)2011/ Ноябрь (95)2011/ Октябрь (422)2011/ Сентябрь (380)2011/ Август (314)2011/ Июль (548)2011/ Июнь (698)2011/ Май (705)2011/ Апрель (705)2011/ Март (649)2011/ Февраль (680)2011/ Январь (563)2010/ Декабрь (680)2010/ Ноябрь (728)2010/ Октябрь (708)2010/ Сентябрь (721)2010/ Август (677)2010/ Июль (648)2010/ Июнь (771)2010/ Май (626)2010/ Апрель (752)2010/ Март (753)2010/ Февраль (899)2010/ Январь (666)2009/ Декабрь (575)2009/ Ноябрь (322)2009/ Октябрь (373)2009/ Сентябрь (477)2009/ Август (342)2009/ Июль (387)2009/ Июнь (540)2009/ Май (529)2009/ Апрель (515)2009/ Март (434)2009/ Февраль (143)2009/ Январь (65)2008/ Декабрь (126)2008/ Ноябрь (145)2008/ Октябрь (199)2008/ Сентябрь (204)2008/ Август (101)2008/ Июль (1521)
Опрос
Какой жилищный вопрос вы решаете в настоящее время?