Бывшее руководство социально-предпринимательской корпорации (СПК) «каспий» довело компанию до банкротства и ударилось в бега. Экс-председатель СПК Аскар Нургалиев закупил 6 самолетов на средства, которые должны были пойти на строительство социального жилья. При этом самолеты до сих пор не являются собственностью СПК.
Вопрос об ужесточении контроля над расходованием бюджетных средств намечался уже давно. Однако теневая экономика по-прежнему составляет солидный объем экономики страны. В связи с этим недавно правительству и парламенту Казахстана главой государства было поручено создание законодательных барьеров в борьбе с выводом в «тень» бюджетных средств.
Как отметил Нурсултан Назарбаев, выступая в Астане на открытии второй сессии парламента, общий объем средств в 2011 году, израсходованных с нарушениями, составил 300 млрд тенге, за что к ответственности привлечено 6 политических и более 130 административных служащих. В связи с этим, по словам президента, Казахстану необходимо укреплять финансовую дисциплину.
О контроле за целевым использованием бюджетных средств в интервью сказала и старший аналитик Агентства по исследованию рентабельности инвестиций РК кандидат экономических наук Гульнур Рахматулина. По ее мнению, это самая главная проблема, которая тянет отечественную экономику назад. «Сегодня мы очень много наблюдаем практику нецелевого использования бюджетных средств. В результате чего государственные программы, которые имеют очень большие и правильные задачи, выполняются не в полном объеме», — поясняет г-жа Рахматулина. В связи с этим эксперт отмечает необходимость усиления контроля при помощи расширения функций финансовой полиции и Министерства финансов, а также отраслевых министерств. По ее словам, только взаимодействие между государственными органами может помочь в реализации контроля за расходованием бюджетных средств.
Действительно, по данным Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета, в 2011 году по итогам контроля при реализации государственных и отраслевых программ допущены нарушения бюджетного и иного законодательства на общую сумму 21,8 млрд тенге. При этом не освоено оказалось 36,7 млрд тенге.
Поэтому не случайно именно сейчас, когда необходимы качественно новый подход и переоценка некоторых рыночных принципов, у нас в стране обещают взяться за контроль над расходованием бюджетных средств. Это не только надзор за правильностью расходования средств, но также и выработка правильного отношения госслужащих к использованию народных денег. Но как именно должно осуществляться противодействие выводу в «тень» бюджетных денег?
Как отметил в интервью партнер отдела аудиторских услуг группы по предоставлению услуг в области расследования мошенничества и содействия в спорных ситуациях «Эрнст энд Янг» Андрей Новиков, важным шагом в данном направлении является совершенствование сферы публичных закупок. Делаться это, по его словам, должно с учетом передового международного опыта в области управления цепочками поставок и снабжением, а также создания эффективных условий взаимодействия бизнеса и государства. «В основе лучших практик лежат создание единой законодательной базы, регулирующей порядок осуществления госзакупок, детальные процедуры проверки благонадежности и квалификации поставщиков, а также наличие независимого государственного органа, ответственного за контроль, и правовых инструментов, обеспечивающих обязательность выполнения законодательных норм»,— перечисляет эксперт.
Неслучайность внедрения практических мер, обеспечивающих контроль, констатирует и другой аналитик из отдела консультационных услуг «Эрнст энд Янг» в Казахстане и Центральной Азии Ксения Бабушкина. По ее видению, необходимо при выделении финансирования на целевые программы прежде всего разрабатывать ключевые индикаторы успеха реализации программы (то есть критерии оценки ее эффективности), проводить независимую разработку критериев оценки и «встроенных» механизмов контроля. По словам эксперта, если период реализации программы охватывает несколько лет, то ежегодно проводится независимая аудиторская проверка на предмет целевого использования средств, отчет по результатам проверки направляется государственному органу, выделившему финансирование исполнителю проекта. Если по результатам отчета выявлены нарушения, финансирование на последующий период приостанавливается до устранения нарушений и принятия мер, требуемых законодательством. После реализации проекта проводится полномасштабная независимая проверка результатов. Таким образом, механизм контроля и подотчетности изначально заложен в процесс реализации проекта. «Важно также наличие стандартов аудита для государственных структур, которые устанавливают охват проверки, подход к проведению аудита, определяют уровень доказательной базы. Например, в США и Канаде эти стандарты публично доступны и позволяют проверяемым субъектам понимать масштаб и детализацию предстоящих проверок. Наличие и применение таких единых стандартов обеспечивает определенный уровень качества проверок, а также соблюдение принципов прозрачности и объективности в ходе проверок»,— поясняет Ксения Бабушкина.
Опираясь на международный опыт, Андрей Новиков отмечает следующие основополагающие меры по укреплению финансовой дисциплины:
• принятие и совершенствование законодательной базы по вопросам противодействия коррупции, а также легализации доходов, полученных незаконным путем;
• совершенствование механизмов взимания налогов и сборов, особенно в части правоприменительной практики;
• усиление контроля над целевым использованием государственных средств, а также над размещением заказов для государственных и муниципальных нужд;
• применение методов бюджетирования, ориентированных на результат, т.е. в соответствиис ключевыми показателями по определенным видам деятельности;
• повышение качества исполнения бюджета органами власти;
• оптимизация государственных структур, занимающихся финансовым контролем.
Есть известная фраза: идеальная модель бюджета — это бублик, который и осязаем, и прозрачен одновременно. Озвученные главой государства цифры говорят о том, что мы пока вместо бублика нередко получаем только дырку от него.
Олег Хе, Екатерина Корабаева, Каким Данабаев
"Бизнес и Власть"