На двух стульях не усидишь, гласит народная мудрость. Однако Россия, по всей видимости, решила доказать обратное. Северный сосед Казахстана теперь может извлекать выгоду как из создания Таможенного союза, так и из недавнего вступления в ВТО.
Такая ситуация настораживает казахстанских предпринимателей. Ожидается, что теперь, с вступлением России в ВТО, казахстанским импортерам будет сложнее конкурировать с импортерами России, поскольку у них пошлины будут ниже. В Интернете обсуждают, что буквально через несколько месяцев на полках отечественных магазинов останутся только импортные товары, а нашим рынком чуть ли не полностью завладеют Россия и Беларусь.
Дабы расставить все точки над i, мы решили опросить отечественных бизнесменов.
Председатель совета директоров Группы компаний RESMI Кайрат Мажибаев отметил в интервью «&», что фактически для Казахстана вступление России в ВТО — это предварительный этап процесса вхождения нашей страны в эту организацию. «Уж слишком много ключевых моментов из политических и экономических систем обеих стран интегрировано и, более того, подкреплено культурной и социальной общностью. Также в свете этого очень важным фактором являются масштабы российской экономики и ее удельный вес, например, в Таможенном союзе», — говорит бизнесмен.
Потребительские рынки России и Казахстана, по словам г-на Мажибаева, при всей своей общности имеют несколько важных отличий: местное содержание российского рынка исторически на несколько порядков выше казахстанского, территориально казахстанский потребительский рынок более равномерно развит в отличие от рынка в РФ, где его европейская часть значительно конкурентоспособнее восточной, и, наконец, многие сектора потребительского рынка РФ уже консолидированы и часть из них находится под контролем глобальных корпораций (Pepsi, Nestle, Procter & Gamble, TetraPak, Carlsberg и т.д.), чего пока еще нет в Казахстане.
«Соответственно, мы ожидаем, что многие из секторов потребительского рынка (и обслуживающие его) в России, более развитые по сравнению с Казахстаном, например транспорт, сельское хозяйство, телекоммуникации, машино- и приборостроение и другие, окажутся перед необходимостью срочного технического и технологического перевооружения из-за прямой конкуренции с зарубежными игроками. А там, где технологии и поглощения, там и инновации», — делится мнением Кайрат Мажибаев.
В среднесрочном плане, по его словам, это неминуемо усилит конкурентное давление на казахстанских игроков, прямо или косвенно. «Вряд ли ценовой фактор будет основным элементом конкуренции со стороны российского рынка и его ключевых операторов. Соответственно, российский экспорт и реэкспорт будут отличаться больше содержательной частью, чем демпинговыми трендами. Скорее для большинства из казахстанских игроков снижение своих отпускных цен будет играть роль конкурентного преимущества», — говорит предприниматель. Он также не исключает, что в ближайшие годы может произойти резкое увеличение M&A-сделок как в России, так и в Казахстане как следствие глобализации и вступления наших стран в ВТО.
В свою очередь президент АО «Рахат» Анатолий Попелюшко отмечает, что, по прогнозам аналитиков, в первую очередь выгоду от вступления РФ в ВТО должны получить потребители, поскольку понизятся цены на бытовую технику, продукты питания (шоколад, фрукты, овощи), автомобили. «В то же время с 23 августа в ТС вступили в действие единые таможенные тарифы с учетом вступления РФ, и для кондитерского рынка ставки ввоза не изменились. Каждой стране дается переходный период», — говорит глава кондитерской фабрики.
Что касается автомобильного рынка, то опасений со стороны казахстанских автодилеров нет. Как пояснил президент Ассоциации казахстанского автомобильного бизнеса Андрей Лаврентьев, это связано с тем, что российская сторона вводит утилизационный сбор, который взимается либо при ввозе автомобиля на территорию РФ, либо при оплате позже, однако при этом владелец не сможет получить паспорт транспортного средства. «Расходы по утилизации ложатся на автопроизводителей и импортеров РФ и, соответственно, будут закладываться в стоимость автомобилей. Поэтому говорить о каком-либо удорожании или понижении стоимости автомобилей в связи со вступлением России в ВТО не имеет смысла. Что касается казахстанской стороны, то вопрос о введении утилизационного сбора при вступлении Казахстана в ВТО рассматривается», — отмечает г-н Лаврентьев. По его словам, недобросовестные представители автомобильного рынка намеренно играют на факте вступления РФ в ВТО и возможного повышения цен на автомобили.
Официальные же представители автомобильных брендов объявили, что повышение цен на автомобили в ближайшее время не планируется. «Поэтому просим автомобилистов быть очень внимательными при приобретении автомобиля и не обращать внимания на спекулянтов и людей, распускающих слухи. Стоимость автомобилей в ближайшее время повышаться не будет, потому как нет оснований для подобных действий со стороны продавцов, будь то официальный дилер или продавец на автомобильном рынке», — предупреждает президент Ассоциации казахстанского автомобильного бизнеса.
В свою очередь коммерческий директор ТОО «Тиккурила» Уткур Махмутов не считает, что в краткосрочном периоде стоит ждать сильных изменений на потребительском рынке. «Насколько я успел ознакомиться, в ближайший период 90% ставок пошлин не поменяются», — говорит г-н Махмутов. По его мнению, теоретически приток дешевого импорта со стороны России, как и усиление конкуренции со стороны российских производителей, получивших доступ к более дешевому сырью, возможен. Но только в том случае, если разница между пошлинами будет более 5% и, конечно же, в зависимости от отрасли. «Я не исключаю, что появится определенное количество предпринимателей, которые откроют представительства в России для удешевления импорта. Но только в том случае, если вхождение Казахстана в ВТО сильно затянется», — заключил г-н Махмутов.
Екатерина Корабаева. Олег Хе. Каким Данабаев
Бизнес и Власть