Экспансия России на автомобильный рынок Казахстана продолжается. Хотя отечественные игроки избегают слова «экспансия», но подругому это не назовешь.
«В ближайшие годы мы планируем построить в Казахстане автомобильный завод полного цикла, заинтересованы в организации совместного предприятия по сборке гражданских вертолетов Ка 226Т», — сообщил президент РФ Владимир Путин, выступая в среду на 9-м Форуме межрегионального сотрудничества РФ и Казахстана.
Бизнесмен Нурлан Смагулов, в чью группу компаний входит «Астана Моторс», считает, что Казахстану для удержания своих позиций на рынке надо самому строить заводы и делать экспансию на рынки постсоветских стран. «Если ты выполняешь все требования производителя, инвестируешь в производство и по логистике у тебя есть возможности расширять рынки сбыта, то производитель готов отдать тебе эти рынки», — сказал в интервью г-н Смагулов. В настоящее время «Астана Моторс» собирает грузовики и автобусы под маркой Hyundai, экспортирует их в Беларусь. Компания намерена выходить на рынок Азербайджана, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана, Кыргызстана. В перспективе маячит и российский рынок. Кроме того, руководство компании «Астана Моторс» подумывает о том, чтобы со временем начать производить не только коммерческий автотранспорт, но и легковой.
Получается, что рынок уже перестал ограничиваться территорией одной страны. Те автомобили, которые производятся в России, быстро проникают в соседние страны. Такими же масштабами мыслит и отечественный автопром. «Мы должны понимать, что существует разделение: есть казахстанское производство, но отсутствует казахстанский рынок, — комментирует генеральный директор группы автомобильных компаний AllurAuto Андрей Лаврентьев. — В рамках ТС рынок стал общим, в том числе и автомобильный».
Представителей автомобильных брендов, собирающих свои машины на российских площадках, на сегодняшний момент очень много: Toyota, Ford, Hyundai, Mitsubishi, Nissan, Peugeot, Renault и пр. Нельзя, конечно, не упомянуть и ВАЗ, и УАЗ. По словам г-на Лаврентьева, автомобили вышеупомянутых брендов, собираемые на территории России, продавались и будут продаваться на территории Республики Казахстан благодаря существующей дилерской сети и на основании заключенных ранее дилерских соглашений.
Другое дело, что Казахстану, заявившему о своих автопроизводственных амбициях, нужно теперь побороться за бренды и партнерские отношения с производителями. У последних будет выбор такой: или Россия будет производить мои автомобили, или Казахстан. «Любой завод создается под определенную модель или под определенный модельный ряд. Параллельного производства одной и той же модели не допустит ни один производитель в мире для исключения возможной необоснованной и ненужной конкуренции двух производителей. Поэтому все, что будет производиться на территории Казахстана, не будет производиться в РФ, и наоборот», — отметил в интервью Андрей Лаврентьев.
Олег Хе