Большинство происшествий возникают из-за водительской невнимательности. Зачастую это связано со зрением, памятью, глазомером.
Упражнения для тренировки зрения
Известно, что длительная концентрация внимания на близко расположенных предметах способствует ухудшению остроты зрения. Поэтому старайтесь чаще переводить взгляд на отдаленные предметы. Смотрите вверх, вниз, в стороны, «рисуйте» взглядом различные предметы на столе, небосводе и т. д. Представление светящихся предметов и темноты улучшает световую чувствительность глаз. Однако это упражнение противопоказано при глаукоме. Для тренировки тонуса глазных мышц можно практиковать представление больших и маленьких предметов.
Тренировка концентрации внимания
Сядьте напротив зеркала. Сидите прямо, без напряжения. Дыхание равномерное. Смотрите в зеркало на точку между бровями. Смотрите только на нее, не мигая и не напрягая мышцы лица. Всякую возникающую мысль отгоняйте, а внимание опять возвращайте к точке. Если у вас появляется желание мигать, отдохните, направив взгляд вдаль. Чем дольше вам удается удержать внимание на точке, тем лучше.
Освоив это упражнение, усложните его. После долгой сосредоточенности на точке вы заметите, что изображение лица в зеркале начнет «расплываться». Закройте глаза и мысленно воспроизведите различные дорожные ситуации и ваши действия по управлению автомобилем в них. Представьте себя сидящим за рулем и как можно отчетливее всю последовательность своих действий и изменений обстановки в связи с ними.
Таким образом вы улучшаете не только качество внимания, но и формируете навыки. Причем это могут быть как самые простые навыки, такие как трогание с места, разгон и т. д., и сложные, такие как действия в критических ситуациях, например, при заносе автомобиля.
Другой вариант первого упражнения. Поставьте на свою ладонь палку вертикально и, уравновешивая ее, сосредоточенно смотрите на ее верхний конец. Это упражнение особенно полезно для рассеянных.
Тренировка наблюдательности и памяти
Упражнение 1. Выберите в качестве объекта какой-нибудь находящийся рядом с вами объект. Постарайтесь в течение минуты выделить его различные особенности. Затем, закрыв глаза, образно представьте его в подробностях. Ставьте различные цели. Например, выделить особенности предмета, связанные с формой, цветом, характеризующие его практическую полезность, и т. д.
Упражнение 2. Выделите несколько предметов и, переключая внимание, постарайтесь запомнить признаки, характеризующие каждый из них. Найдите связи этих признаков. Закройте глаза и воспроизведите эти объекты и их признаки.
Упражнение 3. Воспроизведите в образной форме различные дорожные ситуации, например, нерегулируемый перекресток, поворот дороги и т. д. Для каждого из них вспомните соответствующие им пункты Правил дорожного движения.
Упражнение 4. Опишите по памяти черты лица знакомого вам человека.
Упражнение 5. Попробуйте с одного взгляда запомнить несколько находящихся рядом предметов, а потом по памяти описать их расположение, форму, цвет и т. д.
Упражнение 6. Постарайтесь хорошо увидеть подброшенный и падающий предмет и затем по памяти описать ого.
Упражнение 7. Осмотрите комнату, запомните, что в ней находится. Закройте глаза и воссоздайте увиденное в подробностях.
Упражнение 8. Вспомните голос и интонацию фраз знакомого вам человека и попробуйте с закрытыми глазами как бы услышать его.
Тренировка глазомера
Упражнение 1. Вы идете по улице, навстречу вам пешеход. Загадайте, где вы с ним встретитесь. Проверьте свою оценку и скорректируйте неточность. То же при движении в автомобиле по отношению к встречному автомобилю.
Упражнение 2. Вы идете по улице, впереди - неподвижный предмет, например, дерево. Загадайте, сколько секунд вам потребуется, чтобы дойти до него, двигаясь с той же скоростью. Проверьте точность своей оценки и скорректируйте ошибку. То же при движении в автомобиле по отношению к стоящему впереди автомобилю.
Упражнение 3. Вы идете по улице. Сбоку к вам приближается пешеход. Отгадайте, в какой точке вы с ним встретитесь, если будете идти в том же направлении. Проверьте точность своей оценки и скорректируйте ошибку.
Упражнение 4. Находясь в движущемся автомобиле, попробуйте определить его скорость, не глядя на спидометр. Затем проверьте правильность своей оценки.