Алматы. Business Resource. В середине марта текущего года Комитет по финансовому надзору озвучил черный список отечественных банков. Согласно информации, в 2011 году на финучреждения пожаловались более 4 тысяч человек, сообщает Today.kz.
По данным агентства, лидирует по количеству жалоб «Альянс Банк» - 508 человек, далее - «Казкоммерцбанк» (382 жалоб). Казахстанцы также недовольны работой «БТА банка», «Темир Банка» и «Народного банка Казахстана». В основном потребители жаловались на высокий уровень коррупции, взятки, требуемые у клиентов для решения проблем, низкий уровень сервиса и «заманчивые акции» банков по депозитам.
Как сообщили в «Альянс банке», речь идет о просьбах, а не жалобах: «большая часть этих обращений - это именно обращения, а не жалобы: до 75% клиентов, пишущих в банк, а в копию, как правило, ставящих и КФН - просят помочь им с реструктуризацией кредитов, списанием пени и прочее. То есть, основная часть обращений приходится на долю "проблемных" заемщиков». В частности, по информации банка, речь идет о людях, оформивших кредиты в 2006-2007 годах, а затем испытавших трудности с погашением. Как правило, это кредиты с просрочкой платежей более двух лет и переданных коллекторским компаниям.
Сей факт не отрицают в пресс-службе АО «БТА Банк». По их данным, в 2011 году зафиксировано 247 обращений с жалобами на банк в Комитет финнадзора НБ РК. «1697 жалоб было направлено гражданами непосредственно в банк. Подавляющее большинство этих обращений было вызвано недовольством качеством обслуживания. (Не было зарегистрировано ни одного факта вымогательства у граждан сотрудниками Банка вознаграждения за оказание тех или иных услуг)», - говорится в ответе банка.
В пресс-службе отмечают, что большое число обращений граждан вызвано активностью ряда БВУ в работе с клиентами. «Сегодня в БТА Банке обслуживается более 1 миллиона физических лиц, несколько тысяч организаций. Указанное выше число обращений с жалобами составляет по отношению к числу контактов клиента с банком крайне незначительную величину», - ответили в финучреждении и добавили, что по всем случаям обращений банком были инициированы служебные расследования или иные проверки правомерности действий сотрудников банка. «Во всех случаях банком были восстановлены нарушенные права граждан или выявлена необоснованность жалоб. В ряде случаев принято решение о наложении дисциплинарных взысканий на сотрудников банка», - говорится в сообщении.
Однако не все упомянутые банки считают жалобы обоснованными. В АО «Казкоммерцбанк» обращают внимание на то, что КФН дает статистику не только по количеству поступивших и рассмотренных обращений, а также показатели обоснованности рассмотренных в отчетном периоде жалоб и обращений по вопросам деятельности БВУ и выявленных нарушений законодательства РК.
«В отношении Казкома на указанном сайте приводится официальная статистика, согласно которой из 385 рассмотренных Комитетом финансового надзора в 2011 году обращений клиентов банка обоснованными было признано 0 (ноль) жалоб. Это значит, что ни по одной жалобе в 2011 году регулятор не обнаружил в действиях банка нарушений законодательства и/или условий заключенных договоров», - подчеркивают в пресс-службе ККБ.
Кстати, те же данные показывают отсутствие именно обоснованных жалоб и по другим вышеперечисленным банкам. Однако, в заявлении агентства говорилось именно о поступивших жалобах.
Между тем, по словам директора департамента защиты прав потребителей финансовых услуг КФН Ляззат Усенбековой, зафиксированы и такие нарушения, как раскрытие банковской тайны, нарушения требований закона о банках и банковской деятельности, неправильный расчет банковских платежей.
В свою очередь в «Альян Банке» напоминают, что в организации действует специально созданное управление качества обслуживания розничных клиентов, службой «Адвокат клиента» обеспечивается обратная связь по всем обращениям.
В ККБ также напоминают, что служба безопасности проводит постоянные проверки на всех уровнях, каждый выявленный преступный эпизод незамедлительно передается в правоохранительные органы. По любой жалобе на сотрудников банка проводятся внутренние расследования. Любые мошеннические схемы, неправомерные действия сотрудников банка раскрываются и виновные сотрудники несут наказание по всей строгости закона.
В АО «Темiрбанк» в 2011 году в АО «Темiрбанк» жалоб от клиентов на вымогательство взяток со стороны работников банка не поступало. А в Народном банке Казахстана от комментариев отказались.