Общественность активно обсуждает стычку между финансовыми полицейскими и пограничниками.
В минувший понедельник сотрудники финполиции попытались задержать пограничника, подозреваемого во взяточничестве. Но столкнулись с сопротивлением его коллег. Свыше 30 сотрудников погранпоста «Урлютобе» из разных смен, вооружившись дубинками, вытеснили финполицейских во двор поста и отобрали у них добытые вещдоки, видео- и аудиоматериалы.
О чем говорят действия пограничников? О сплоченности их коллектива, мужской солидарности? Или просто рука руку моет? Коррупция разрастается. Недавно на одной конференции выступал видный руководитель крупного промышленного предприятия. Так вот, он сказал, что у него производительность труда в 3 раза выше, чем в среднем по отрасли. При этом лидер рынка концы с концами еле сводит. А закончил выступление тем, что поставил под сомнение повышение производительности труда как главную цель нашей индустриально-инновационной стратегии. Спикер сфокусировал внимание аудитории на коррупции — она губит любые хорошие начинания, даже если они выражаются в таких красивых словах и крутых показателях, как «производительность труда». Потому что если многое решается на откатах и передаче заказов «своим людям», то здесь, извините, никакие кайдзены не помогут.
Такая тенденция (рост коррупции), надо полагать, вытекает естественным образом из государственного капитализма. Чем больше роль государства в экономике, чем больше оно проводит тендеров, раздавая заказы, тем сильнее мы застреваем в путах взяточничества. Частный сектор становится все больше зависимым от потока бюджетных денег. Он словно на игле. Очень многие сегодня стараются пристроиться поближе к многочисленным нацкомпаниям, нацхолдингам, государственным фондам. Вроде бы усиливается финансовый контроль над расходованием бюджетных денег, заводятся в массовом порядке уголовные дела, но коррупционная эпидемия разрастается.
Один выход мне видится — усиливать частный сектор, приватизировать государственные предприятия, сокращать влияние государства на экономику. Насколько заинтересована в этом власть, остается только догадываться.
@OlegKhe