- Для нас ЭКСПО должен стать мегапроектом, выгоды от которого получит каждый регион, заявил Лидер Нации на совещании с акимами всех уровней в Акорде.
Нурсултан Абишевич не жалеет сил для того, чтобы выдвинуть Астану на международную арену и закрепить за ней статус столицы мирового масштаба. Огромные средства вкладываются в социальные объекты, инфраструктуру, техническую модернизацию и современное оснащение. Однако все усилия Президента могли бы приносить большие плоды, если бы каждый чиновник, да и просто человек разделял его чаяния и мечты. Но рвения, инициативности, желания сделать хотя бы чуть больше, у столичных чиновников нет. А я не чиновник, и чаяния эти мне симпатичны, потому буду оперировать словом, констатируя жизненную действительность.
Аким Имангали Нургалиевич холеной интеллигентностью среди баурсакообразной бюрократии приятно радует глаз. Но городских чинуш культурностью своей, видать, не вдохновляет. А жаль. Вот случится Экспо-2017, и приедут к нам в столицу толпы туристов. А у нас только два искренне радующихся этому событию чиновников, или даже один. Потому что решить задачу реактивного эволюционирования столичного сервиса от каменных физий до перманентной улыбки – это посложнее бинома Ньютона будет. Хотя есть эффективный вариант – пообещать нарисовать улыбку Гуинплена, вопреки всяким конвенциям. Но ведь аким у нас - человек культурный, а потому гуманный, да и предприниматели столичные классической литературой редко увлекаются, оттого не проникнутся глубиной послания.
Для начала придется констатировать факт – передислоцированный сервис, видать, околел в степи, так и не добравшись до столицы. Иначе как объяснить его отсутствие в столичных заведениях любого направления? Память о нем жива в сердцах бывших алмаатинцев и они отчаянно ссылаются на него, взывая к совести аборигенов неизвестного происхождения, по недоразумению именующихся администраторами, официантами, управляющими и даже директорами.
И не издеваюсь я вовсе, а только оперирую фактами, причем для объективности возьмем одну только неделю. Решили снять ролик про Дедушку Мороза, а для фона понадобился бутик. Поехала в столичный торговый центр «Евразия», познакомилась с симпатичной татешкой, откликнувшейся на пустяковую, в принципе, просьбу. Во избежание возможных недоразумений с охранниками, да и приличия ради, позвонила в приемную директора с просьбой оказать содействие съемкам. Ну что сказать, господа читатели? Обеды у директора королевские – начав звонить с утра, САМ соблаговолил выслушать меня к пяти вечера. Далее прямой речью:
- По какому-такому праву арендатор дает разрешение на съемки? Она должна была в письменном виде обратиться к нам заранее, недели за две, чтобы я мог обсудить этот вопрос с руководством. Мало ли что вы там у продавцов выспрашивать будете?
Терпеливо объясняю, что за две недели письменно уважаемый арендатор ну никак не могла обратиться, потому что к ней самой мы обратились накануне вечером. И что Дедушка Мороз ни с какими расспросами к продавцам подходить не будет, у него вообще роль без текста, и что никаких криминальных сюжетов в процессе съемки не предвидится. Скоро Новый год, уважаемый базарком, человечество-дружба, бхай-бхай, давайте вместе подарим людям настроение и т.д. и т.п. и если хотите – пусть от вас наблюдают за процессом съемки? Ответ убил:
- У нас частная организация - что хотим, то и решаем, все съемки – хоть криминал, в письменном виде за две недели с подробным описанием всего. Надо мной хозяева стоят, я ничего не решаю тут.
О чем после этого говорить с человеком? Он же сказал - ничего не решает. Поэтому обращаюсь к таинственным хозяевам ТЦ «Евразия» с просьбой – не надо маразма. Заглянет к вам немецкий или американский турист, решит запечатлеть себя в национальном костюме в одном из бутиков на память. И что, ему тоже письменное разрешение за две недели оформлять? А еще японцы есть, они вообще своей продвинутой техникой щелкают везде и всюду. Их как возможных шпионов может сразу пускать не будут? Так давайте сразу табличку приделаем – no entrance for Japanese. Мало ли, вдруг фото лифчика на прилавке представляет угрозу вашему бизнесу? Да, еще, должность директора предполагает очень даже серьезную ответственность, а почему ваш ничего не решает? И что вы там ТАКОГО скрываете? Мне как журналисту очень интересно стало. Заинтриговали, право…
Факт номер два. Таски столичное, почти приличное. Понедельник стал морозным и жестоким. Машина просто не завелась. Что делать? Звоню в «Наше такси» (фирма это такая), делаю заказ. Обещают в течение двадцати минут подать и информировать. Прождав полчаса, набрала. Мне говорят: а вы не позвонили, не уточнили - надо не надо, мы и передумали, но если вы еще хотите, то пришлем машину, она через десять-пятнадцать минут у вас будет. Очень не хотелось портить себе настроение с утра, поэтому сказала «Жду», и действительно ждала. Через 15 минут, естественно, никто не приехал. Еще полчаса меня кормили уверениями, что такси в пути, а спустя полтора часа от первого звонка, позвонила диспетчер и сообщила, что машин в моем районе нет, поэтому заказ отменяется. Скажу честно, тут уже у меня «резьбу снесло». Полтора часа убитого времени, сорванный график, блеяние диспетчера о том, что они сотрудники временные, а хозяина у них нет, и вообще они ничего не знают. Опять эта плебейская позиция – я никто и звать никак. А кто тогда знает? А если бы я спешила на самолет или поезд? Добро пожаловать, гости дорогие?
Факт номер три. Самое знаменитое КСК столицы – ТОО «Турмыс». В подъезде опять прорвало трубы, с потолка льется кипяток, несмотря на собранные целевые и видимость проведенного ремонта. Кафель на полу самый дешевый и скользкий, на улице минус тридцать. К утру эта кипящая лужа превратится в каток. Тем, кто без переломов доберется до выхода сразу можно давать мастера спорта по фигурному катанию и тяжелой атлетике: выбить примерзшую дверь на абсолютно гладкой поверхности не каждому олимпийцу-то по силам. Проверено прошлой зимой. А если ночью пожар, или скорая помощь понадобилась? Вариантов немного – скончаться от многочисленных переломов или попросить скорую выломать подъездные двери. И не думайте, что сие непотребство случилось где-то на окраине, самый центр левобережья, хрущевки «Турмыс» не обслуживает изначально. Звоню диспетчеру, прошу решить вопрос. Через час, после настойчивого «долбления» обещаниями пожаловаться на сайт акима, появились сантехники, слава культурным яйцам! Шумно потопав по огромной луже, отключили стояк и исчезли в ночи, посчитав свою миссию выполненной. Снова звоню диспетчеру с просьбой ликвидировать разлив. Ответ был суров – вам надо, вы и убирайте. Мне? Человеку, регулярно оплачивающему все счета этого КСК? Ну что ж делать, пришлось истребовать номер телефона и.о. председателя и как журналисту попросить комментария по данному поводу, а также уточнить – разделяет ли он чаяния градоначальника в заботе об астанчанах?
Народ, можно спать спокойно, ибо его кредо: «Всегда!» Хотя неубедительно прозвучали уверения в наличии плана действий в аварийных и непредвиденных ситуациях, но разлив был устранен. Часа через три. И отчего-то душу терзают смутные подозрения, что обратись я как жительница, результат был бы иным.
Три дня этой недели – три аргумента. Нет сервиса в Астане, слово есть, а сути нет. Классический вопрос – что делать? Классический ответ – воспитывать.
Нужно пересмотреть требования к заведениям. Например, потребовать снять «звезды» с вывесок гостиниц и не разрешать использовать их якобы в качестве декора. «Звездность» нужно обосновать.
Вопрос качества должен стать первостепенным перед количеством. Сегодня мы платим непонятно за что. Нужно усилить роль государственного влияния на предпринимателей, особенно в сфере качества. Чтобы голоса лиги потребителей, да и обычных граждан были наконец-то услышаны. Сейчас в стимулировании КОЛИЧЕСТВА предприятий « руки развязаны» настолько, что многие дельцы хлещут ими казахстанский народ. А чиновники с большим удовольствием присоединяются к этому процессу, говоря о том, что в рыночные времена все решают деньги. Я не говорю обо всех чиновниках, есть среди них нормальные, здравомыслящие люди. Но в массе своей большинство из них живут по принципу, сформулированному Петром Первым: «Подчинённый перед лицом начальствующим должен иметь вид лихой и придурковатый! Дабы не смущать начальство разумением своим».
Система подготовки кадров для сферы услуг – вообще целина непаханая. Имея большое количество колледжей и центров, которые заканчивают тысячи людей за казенный счет, в сфере обслуживания работают случайные люди. Почему? Либо готовят работников так, что профессионализма не видно, либо не идут работать в эту сферу после окончания курсов. Значит, что нужно? Нужно обязать владельцев точек общепита брать на работу подготовленных людей и пересмотреть стандарты базовой подготовки, конечно. Нет у нас профессиональных сомелье и не готовят их. Нет жестких рамок качества хоть для такси, хоть для образовательных центров, лицензию на все получить – раз плюнуть. Вот и плюют на людей. А кто лицензии выдает, с того и спрос должен быть по полной. И еще важно, чтобы задействованные в этом процессе держали отчет по второму принципу Петра Великого: «Боярам в Думе говорить по ненаписанному, дабы дурь каждого видна была».
P.S. Признаюсь честно, я не делаю замечаний официантам, даже когда они на полкорпуса вытягиваются перед моим лицом, потому что им лень обойти стол. Даже если от амбре из подмышки нагнувшегося официанта тошнит и щиплет глаза, и такое было, да. Молча игнорирую попытки пропихнуть винный уксус под видом изысканного французского вина и вежливо отказываюсь от блюд из псевдосвежей рыбы. Не делаю замечаний, потому что не хочу пить кофе с плевком. Но ведь туристы – народ чувствительный, и молчать не будут. Мало того, сделают такой внешний пиар, куда там Борату…