Когда-то на диком Западе процветала такая профессия, как BountyHunter. Ее представителями были суровые мужчины, которые охотились за теми, кто нарушил закон. Они плотно работали с шерифами, но были при этом вольными охотниками, которые в любую погоду, в любых условиях, неумолимо и безжалостно преследовали преступников, так как за их голову властями было предложено щедрое вознаграждение.
С ними невозможно было договориться, невозможно было убежать от них, и хорошо понимая это, грабители дилижансов и поездов, бурно проедали и пропивали награбленное, в душе тоскуя и понимая, что когда-нибудь за ними придут эти несгибаемые парни. Назад пути нет, раз уж их лицо и красочное описание жизненного пути с перечислением всех преступных деяний засветилось на объявлении с заголовком Wanted.
Вот таким headhunting был когда-то, и если отмахнуться от романтической шелухи, сказок о героях, скромного обаяния ковбоев и других мачо, то можно сказать, что в основе этой охоты лежала такая банальная вещь, как жажда обогащения и гонка за вознаграждением. Заветно хрустящие купюры положили начало такому явлению, как охота за ценными кадрами. И хорошо, что кадровики и рекрутеры теперь разыскивают тех, кто «наследил» в хорошем смысле этого слова, отметившись в значимых и резонансных проектах, проявив свои лучшие профессиональные качества. И вот хантеры упорно разыскивают тех, кто убедительно доказав свои лидерские качества, сколотил не банду в повязках, а команду единомышленников, готовых если не на ограбление банка, то по крайней мере, на взятие новых корпоративных и бизнес достижений.
Что касается рекрутинга, то это вещь менее романтическая, и более массовая. Основоположниками его были армейские рекрутеры, которые обещали новобранцам гражданство, паек, что было не маловажно для порой голодающих крестьян или ремесленников, пребывающих в стесненных обстоятельствах. А еще, конечно, униформу и оружие, карьерный рост и массу приключений, а также возможности для совершения подвигов и признание публики и награды. Конечно, можно копнуть и глубже, и привести примеры с постройкой пирамид или поиски достойных претендентов на тот или иной трон, но оставим это историкам, которые посвящают свою жизнь архивам, археологическим изыскам и различным артефактам.
Надо признать, что примеры из американской истории слегка напоминают общение с кадровиками при приеме на работу сейчас, когда перед новичком раскатываются красные ковровые дорожки и рисуются радужные заманчивые дали. С другой стороны, и рекрутинг и хэдхантинг стали более привлекательными и клиентоориентированными. Ведь согласитесь, многое изменилось с тех пор, и если учитывать пирамиду, (на этот раз потребностей), мы идем на работу в те компании, где мы надеемся на получение новых возможностей, опыта и преференций, а не на удовлетворение самых первичных потребностей.
Удивительно, что эти два явления и процесса дожили до наших времен, трансформировавшись со времен, когда обыватели хаживали в салуны, передвигаясь на лошадях, доверяя свою жизнь кольту и своему чутью, а не смартфонам и приемникам GPS. И так же, как и пару столетий назад, находчивые хэдхантеры достают контакты, телефоны и другие приметы своих клиентов, выходя на их след. И также, как и раньше, убедительные рекрутеры беседуют с новобранцами и привлекают их различными корпоративными бонусами и возможностями. Похоже, не стоит изобретать новые способы привлечения человеческих ресурсов, и лучшие инструменты, доказавшие свою эффективность, будут и дальше использоваться человечеством во имя служения обществу или отдельным компаниям.