?Всем известно, что художественные галереи – это публичное, популярное место как для самих художников, так и для зрителей, которых они ожидают. В мировой истории известны примеры галерей коллекционеров или меценатов, галерей со стилистической направленностью, галерей интерактивных для социума и т. д. Какова основная функция системы галерей?
Основная задача нашей галереи – это выполнение роли продюсерского центра в художественном мире со своими задачами, фильтром произведений искусства, выставочных проектов и самих художников. Все понимают, что собрать в мастерской художника более ста человек просто физически нереально, а тем более в сочетании со СМИ. Галерея – это своеобразная сцена для художника, где он выступает в роли артиста и украшает интерьер собственными декорациями.
Галерея действует как связующая нить между художником и коллекционером. Выставляя наиболее удачные и качественные произведения, поднимает имидж художника, показывает его наилучшую сторону, делает ему публичную презентацию с освещением в СМИ, продает произведения. Выступая в качестве эксперта в области искусства, галерея экономит время коллекционера на поиск именно того шедевра, который он ищет, анализирует предложенное, делает историческую и биографическую справки, а также выступает гарантом того, что в коллекции попадают именно оригиналы указанного художника, атрибутированные должным образом, с сертификатом качества. Все это в дальнейшем влияет на «провенанс» произведений. Ясно одно: в изобразительном искусстве, как и во всем творчестве (музыке, литературе и кино), есть произведения менее удачные, а есть шедевры. Сам творец-художник не в силах объективно оценить их гениальность. Поэтому я считаю, что важен все-таки взгляд со стороны, взгляд наблюдателя извне, представляющего некие интересы. Сотрудники галереи также выполняют и социальную роль во взаимоотношениях с художниками. Это и поездки на пленэры, и снабжение материалами, помощь в издании каталогов, помощь семье художника и еще многое другое.
? Галереи тесно связаны с финансовыми вопросами. Какие основные задачи в этом направлении и что можно сказать о ситуации в Казахстане?
Это очень важный фактор. Мы являемся основным регулятором цен на произведения, так как ценовая политика отражена в прайс-листе галереи и не подтверждена договорным моментом. Все согласовано с автором заранее: возможность скидки, вид оплаты, уплата налога и т. д. Реальность же ценообразования подтверждается рейтингом художника, его популярностью, гениальностью и, конечно, востребованностью на рынке искусства.
?Что может привнести система галерей в общественную жизнь и грамотное, планомерное развитие общей культуры народа в целом?
Мы постарались, чтобы искусство получило социальную привлекательность, и сейчас на улицах города мы можем видеть произведения художников разных стилей и направлений, разного возраста и исторического периода. Этот проект мы осуществляли при поддержке группы компаний РТС.
В данный момент галерея является представителем Единого художественного рейтинга г. Москвы и работает над процессом урегулирования художественного рынка в Казахстане, четкости его функционирования и стабильности. В перспективе у галереи множество международных проектов, в числе которых – празднование юбилея Союза художников, международные пленэры и мастер-классы.
?Какая действенная помощь необходима этой структуре как бизнесу в целом?
Мне бы хотелось, чтобы статус галереи был отражен в новой законодательной базе, в которой весьма остро нуждается все современное казахстанское искусство. Закон о меценатстве также добавит перспектив в развитие искусства на данный момент. Я думаю, что отечественный бизнес с удовольствием поддержит эти шаги навстречу друг другу. Так, как это принято во всем мире. Например, известный журнал «Арт-Ньюс» спонсирует алкогольная компания «Абсолют», и таких примеров очень много. К сожалению, наши компании пока поддерживают только музыкальные коллективы и производство кино, и то в отдельных случаях.
Мы готовы выступить с предложением к крупным отечественным компаниям о сотрудничестве с Союзом художников и галереей на условиях бартера. Таким образом, мы можем предложить оформление интерьеров этих компаний, организацию презентаций и подготовку арт-подарков на любые торжества.
?На ваш взгляд, каковы перспективы развития и процветания галерей в нашей стране?
Несмотря на разного рода сложности, ситуация на художественном рынке подвержена обновлению. Идет смена площадок, концепций и стратегий, появляются новые галереи со своими амбициозными проектами, планами и управлением, правда, старые «игроки» выбрали выжидающую позицию или полностью ушли в тень. Это касается таких галерей, как «Вояжер», «Инкар», «Ретро». Из новых объектов, появившихся в Алматы, можно выделить ArtSpace, A La prima, «Белый рояль», «Аукционный дом», «Онер» на базе музея им. Кастеева. В целом в Алматы насчитывается более десятка частных художественных галерей и столько же художественных салонов, где имеются и государственные музейные центры, такие как музей им. Кастеева, Государственный музей и дирекция художественных выставок со своим обновленным менеджментом и планом выставок. Получили некое развитие и коммерческие галереи, расположенные непосредственно в торговых центрах. К ним относятся «Армада», «Саламат». Эти галереи настроены на продажу произведений искусства в современные жилые и офисные интерьеры в сочетании с мебелью. Искусство дизайнерского типа свободно пользуется современными технологиями и доступно по цене любому покупателю. Наиболее распространены в этом направлении постеры и принты (печать на ткани, холсте и т. п.). Дизайн интерьера всегда предполагал сочетание мебели и искусства, и его приоритетом является удобство в пользовании и индивидуальность, поэтому его целевую направленность можно считать вполне справедливой.
Отдельно хотелось бы сказать о нашей столице Астане. Здесь, наоборот, наблюдается преобладание государственных выставочных залов со своей презентационной концепцией, рассчитанной на большое количество публики, так как Астана становится местом организации различных форумов, съездов, ярмарок и т. д., и в связи с этим можно совершенно гармонично развивать такие отличные друг от друга направления, двигаясь к одной цели.n