У стран с небольшой долей внешнего долга, таких как Казахстан, больше возможностей привлечь капиталы иностранных инвесторов.
В Казахском экономическом университете им. Т. Рыскулова есть хорошая традиция – проводить лекции известных профессоров. В этот раз вуз посетил директор Института экономики Российской академии наук, доктор экономических наук, выпускник экономфака МГУ им. М. Ломоносова Руслан Гринберг. Он рассказал о своем видении мировой экономики через призму публичных долгов. РБК ЦА решил продолжить эту тему.
Конец истории еще не наступил?
По словам экономиста, мы наблюдаем тенденцию возвращения циклов централизации и концентрации капитала государства и реальной экономики. Что произошло за год? Более актуальной стала проблема под названием «публичный долг». Он вышел за рамки в странах мира, сейчас идет спор о том, с каким долгом можно мириться, а с каким нет. «Например, греческий долг — серьезная проблема, хотя американский намного его больше», — говорит г-н Гринберг.
Как отмечает управляющий директор ORKEN Invest Дамир Сейсебаев, говоря о происходящем в мире наращивании государственного долга, сейчас на каждого человека приходится порядка 5,5 тыс. долларов долга. «Цифра очень внушительная, и если не предпринять мер по ее сокращению, то в долгосрочной перспективе можно получить более серьезный кризис, чем тот, которым прославилась еврозона», — говорит Дамир Сейсебаев. По его словам, прошла ли острая фаза долгового кризиса или не прошла в Европе, но проблема высоких госдолгов остается. «Общий размер госдолга по всему миру сейчас составляет 39,4 трлн долларов, и эта цифра продолжает расти, а мировой ВВП составляет порядка 70 трлн долларов. При этом наибольший размер госдолга к ВВП наблюдается у Японии, США и стран еврозоны», — поделился мнением управляющий директор ORKEN Invest.
Руслан Гринберг в свою очередь считает, что после кризиса 2008-2009 гг. начинается выздоровление, но никто не знает, будет оно полным или нет. «Не верю тому, кто говорит о второй волне, но положение тревожное — существующая ликвидность в мире, созданная за три года, беспрецедентна. Это тот случай, когда деньги просто печатали, чтобы облегчить положение», — рассказывает г-н Гринберг.
«Так будет не всегда»
У Гринберга есть единомышленники, такие как нобелевский лауреат по экономике Пол Кругман, экономист Джозеф Стиглиц, которые считают, что плохо заваливать экономику деньгами, когда нет частного спроса, это ведет к инфляции, краху, финансовым пузырям. Как говорит сам Гринберг, мир устроен несправедливо, чрезмерное потребление, искусственное кредитование, заем денег без гарантий в 1990-2000 гг. привели к тому, что Барак Обама называет «культурой без ответственности». «Надо сказать, что такой метод был единственно правильным из-за идеологической установки последних 30 лет в экономике, политике», — рассказывает экономист. По его мнению, нужно было максимально помогать потенциальным инвесторам, предоставлять им всяческие лазейки в налоговой субвенции и ни в коем случае не помогать неудачникам
«Но если вы им не помогаете, а их всегда больше, то тогда не имеете частного спроса на покупки, потому что богатые не могут все купить сами. Что делать? Пошли по пути безответственного кредитования: заходи в магазин, бери стиральную машину, как будут деньги, отдашь», — поясняет Гринберг. По его рассказу, так работала система. Знающие люди предполагали, что она когда-то лопнет, но никто не знал и не знает сейчас, когда. Парадокс — чрезмерное потребление, установка на консьюмеризм (движение конечных потребителей в защиту своих прав), гедонизм (позиция, утверждающая наслаждение как высшее благо) привели к покупкам в кредит, а это благодатная почва для экономики. В США не было за всю историю человечества факта, когда статистика показывала: за 130 месяцев отмечен только рост! «Все поверили, что так будет продолжаться вечно. Но так не бывает, тучные годы сменяются худыми. Расскажу вам шутку: к священнику приходит человек и говорит, что у него все плохо с зарплатой, женой, друзьями. Отец попросил написать записку со словами «Так будет не всегда» и повесить ее дома на стенку. Проходит некоторое время, приходит тот прихожанин радостный и говорит, что уже все хорошо. И тогда священник ответил, что нужно выполнить еще просьбу — не срывать бумагу», — добавил экономист.
По его словам, некоторые эксперты считают, что кризис связан с инвестиционной паузой. Мир готовится к новому технологическому укладу. Все сделано и продано, например, мобильные телефоны. Два с половиной миллиарда человек имеют сотовые устройства, а у остальных 5,5 миллиарда нет на это средств. Проблема в безудержном потреблении, атмосфере безответственности, которые привели к кризису. Банки и финансовые институты заботятся о том, чтобы люди снова начали потреблять, тогда экономика заработает.
Страны СНГ, по словам Гринберга, действовали одинаково во время кризиса, создавали ликвидность, госспрос заменял частный. Если согласно прежней идеологии нужно было покупать и развлекаться, то теперь царят уныние и скаредность. «Все ждут чего-то плохого от второй волны, исчезновения доллара, китайской экспансии, поэтому ничего лучше не покупать, подождать. Правильно делают американцы, создающие ликвидность. Они не боятся потенциальной инфляции, ведь если вы тушите пожар, можно вылить слишком много воды. Тогда придется бороться с наводнением. А сейчас нужно что-то делать с вялой экономикой, с рецессией, чтобы убедить людей, что плохие времена позади», — говорит эксперт.
Страны СНГ не слезут с нефтяной иглы
«Запад хочет создать интеграционный блок и близок к его завершающей фазе, и, главное, когда немцы спасают евро как главный донор Евросоюза, то спасают Европу! Можно критиковать их за то, что они загорают и не производят мерседесы, но они никогда не будут этого делать, они ловят рыбу и оказывают туристические услуги. С этим надо считаться. Германия имеет 75-80% долга, у Греции — 140%, Италии — 120%, больше у Испании. Правило гласит, что он не должен превышать 60% по отношению к ВВП», -отметил в своем выступлении Гринберг.
А вот у стран СНГ размер госдолга относительно небольшой. Как считает Дамир Сейсебаев, проблема госдолга — это не проблема Казахстана или России. «В этих странах есть сырье, нефтяные доходы. Учитывая, что у Казахстана и России благоприятные прогнозы по экономике, острой необходимости наращивать государственный долг сейчас нет», — считает эксперт.
Гринберг тоже считает, что проблемы стран СНГ не связаны с долгами. «Наоборот, на нас прольется золотой дождь, поскольку есть всего три государства с нефтяными ресурсами: Азербайджан, Казахстан и Россия. И если цена будет колебаться от 110 долларов до 120, нам обеспечена нормальная жизнь. Конечно, это не очень правильно, мы по-прежнему не сойдем с нефтяной иглы, не будет диверсифицированной экономики, но темпы роста ВВП составят 4,2-4,5% в год по прогнозу Международного валютного фонда», — говорит экономист.
По его словам, другое дело, если государство ничего не будет делать, то через пять лет советский научно-технический потенциал исчезнет, мы столкнемся с новой ситуацией, которую надо будет решать. Атомная держава не может быть без собственного машиностроения, мы должны его восстановить либо сдать атомное оружие. В противном случае страна существовать не может. Простых рецептов выхода нет.
«Мы должны преодолеть кризис, если он нагрянет вновь. Все будет хорошо с нефтью. Но проблема в том, что мы все должны будем смириться с примитивной экономикой, которая только добывает ресурсы. Если за эти шесть лет не сможем провести диверсификацию структуры экономики, случится грустная история. Россия должна инициировать комплексную программу научно-технического прогресса, а Казахстан — подключится к ней. В этом я вижу перспективы для наших государств», — заключил Гринберг.