В век глобальной конкуренции компании должны учиться бороться со своими конкурентами. Уметь избегать их сильных сторон и пользоваться слабостями. Однако казахстанский бизнес, по мнению экспертов, не готов к маркетинговым войнам, которые предполагает усилившаяся экономическая интеграция.
Данное отставание в конкурентной борьбе казахстанских компаний обусловлено недостатком квалифицированных работников в сфере маркетинга. Такого мнения придерживается президент Казахстанской федерации маркетинга, рекламы и PR (КФМР и PR) Тимур Сабитов. «Таможенный союз и предстоящее вступление в ВТО несут угрозу для казахстанского бизнеса. Я это говорю, потому что наши компании, к сожалению, неконкурентоспособны. Есть такой показатель, как выручка на одного сотрудника, так вот, в нашей стране он гораздо ниже, чем в западных странах. Это говорит о том, что наши компании работают менее эффективно. Скоро Казахстан войдет в ВТО, а это значит, что на наш рынок придут крупные мировые игроки, и тогда казахстанским компаниям действительно будет сложно конкурировать», — поделился в интервью «&» г-н Сабитов.
Так, по словам эксперта, учитывая активное внедрение на казахстанский рынок зарубежных компаний, местным игрокам стоит задуматься о разработке качественных маркетинговых стратегий. Однако для этого Казахстану прежде предстоит создать свой кадровый резерв среди маркетологов. И первый шаг в данном направлении уже сделан. В прошлом году была организована специальная обучающая программа в Школе маркетинга КФМР и PR совместно с Нидерландским институтом маркетинга. И совсем недавно в Международной академии бизнеса, которая выступает стратегическим партнером проекта, состоялся выпуск первой группы участников этой программы. Данное сертифицированное испытание, по словам Тимура Сабитова, прошли всего 17 человек. Сегодня это одни из лучших специалистов в нашей стране, но этого количества недостаточно для полноценного развития рынка. Поэтому инициаторы программы надеются, что в будущем им удастся увеличить набор желающих пройти обучение.
«Я очень часто слышу: «найдите, пожалуйста, нам хорошего маркетолога». Но, к сожалению, у нас в стране не так много хороших специалистов в этой области. Почему так случилось? Потому что долгое время у нас не было специализированной школы, которая бы готовила местных специалистов высокого уровня. Так сложилось, что из-за отсутствия систематизированного профессионального обучения в этой сфере маркетологи у нас учатся больше на своих собственных ошибках», — делится глава КФМР и PR. По его словам, в Казахстане до сих пор руководство компаний несерьезно относится к маркетологам, воспринимая их как дополнительные свободные руки и ноги, которые нужно пристроить к делу.
«Чем обычно занимаются маркетологи в наших компаниях? Распечатывают какие-то рекламные буклеты, участвуют в выставках, делают презентации клиентам, но все это не является их основным предназначением. Функция маркетинга — это стратегическое планирование. Маркетолог должен иметь представление, как будет развиваться бизнес и какие услуги будут востребованы сегодня, через три года, через пять и даже десять лет», — отмечает г-н Сабитов. Сегодня же, по его словам, маркетинг в отечественных компаниях используется как средство поддержки продаж, а не стратегическая бизнес-единица, которая должна приводить компанию к прибыли в горизонте нескольких лет.
Поэтому КФМР и PR, а также другие организаторы первой в Казахстане обучающей международной программы для маркетологов надеются, что им удастся изменить сложившееся представление о маркетинге в нашей стране. «Мы были рады видеть выпускников именно из Казахстана, они продемонстрировали довольно хороший уровень. Конечно, есть люди, которые показали свои знания на высоком уровне, а есть те, кому нужно еще работать, но в целом мы очень довольны результатами. Надеемся, что в будущем программа будет развиваться и уровень подготовки ваших специалистов будет расти», — поделилась руководитель программы Нидерландского института маркетинга в России Наталья Минакова.
По словам же замдиректора департамента центра развития менеджмента Международной академии бизнеса Ажар Калиевой, важно, что люди, которые оканчивают данную программу, выходят не просто сертифицированными специалистами с определенным багажом знаний и прикладных инструментов, но и имеют на руках готовые маркетинговые планы.
«Пусть где-то они требуют дополнительной доработки, но в целом они готовы к внедрению в реальных условиях. И это является хорошим показателем», — отмечает г-жа Калиева. По ее словам, следующий набор данной программы уже открыт, и запуск следующей группы уже планируется на конец апреля текущего года. Поэтому рынку остается надеяться, что с развитием этого проекта в Казахстане удастся повысить конкурентоспособность отечественных компаний.