Павел Коктышев, сооснователь Клуба молодых предпринимателей:
В прошлый раз мы обсуждали то, что в мире существует великое множество бизнес-идей и что порой сложно выбрать одну – свою, родную. Также в Казахстане я заметил у многих, если не у большинства, людей стойкое убеждение, что у нас в стране ничего интересного и революционного придумать не могут, что все погрязли в ростовщичестве.
Отчасти это правда. Ко мне очень часто обращаются молодые парни и девушки со своими бизнес-идеями, но многие дальше нового кафе, магазина, салона красоты, журнала или новой социальной сети, которая будет лучше «Фейсбука» или «ВКонтакте», не уходят. Зачастую все достаточно банально и неинтересно.
Однако это не корень проблемы. Здесь просто высветился еще раз факт нашего общего недоверия друг к другу. Разговаривая со всеми этими ребятами, я понимаю, что до меня ни с кем из своих друзей или родственников они не говорили, и, конечно же, все эти сырые идеи требуют больших доработок. После одного совета и доверительного разговора у людей многое что меняется в их планах.
И не потому, что я умный или эксперт во всех областях, просто в процессе всегда возникают очень простые вопросы, которые, как оказывается, никто себе не задает. Еще меньше себе задают такие вопросы, которые позволят сделать не только интересный бизнес, но и совершить переворот в своей области, который позволит качественно отличаться от множества конкурентов на рынке.
Сравнительно недавно я проанализировал ряд казахстанских сайтов, позиционирующих себя в том числе и как банк идей, среди них — «Инновационный Казахстан», nif.kz, Астанинский экономический форум, istartup.kz и еще несколько ресурсов. Посмотрел я и на тематическую составляющую ряда крупнейших форумов и социальных сетей.
К сожалению, число проектов редко перебирается за отметку 100, на многих платформах они повторяются, отсутствует информация об успешных результатах и привлеченных инвестициях. А в соцсетях авторы, как правило, очень мало выкладывают информации о проектах, естественно, опасаясь кражи идей, некоторые напоминают «святой Грааль», который очень ценный, но о нем мало что известно. В конечном счете и советы являются довольно поверхностными.
Мне приходится часто убеждать людей, что проекты нужно обсуждать. Вероятность того, что вас опередят, по-прежнему очень высока, но задумываться о конфиденциальности и сохранности информации стоит только большим корпорациям. Точнее, они могут себе это позволить. А для стартапов это практически невозможно. Конечно, стоит сделать поправку на то, что, если у вас есть уникальная разработка, то не стоит о ней кричать на весь мир. Но иногда излишняя конспирация доводит до смешного, я бывал на многих переговорах талантливых ребят-разработчиков с инвесторами, и разговор этот часто напоминал шпионские фильмы, где люди говорят намеками и шифрами.
Помню одного молодого человека, который осаждал меня с идеей строительства большого комплекса, который включал бы в себя отель, ресторан, лофт и что-то еще. При этом у него практически ничего, кроме подходящего места в центре города, которое он нашел и которое ему не принадлежало, не было. На мои предложения начать разговор с девелоперскими компаниями он не реагировал. По-моему, у него не было никакого шанса реализовать этот проект самостоятельно, однако идея была вполне интересная и жизнеспособная. Можно было продумать проект и проработать так, чтобы у него этот проект купили вместе с ним. Однако он отступил раньше времени. И такое, к сожалению, в Казахстане не редкость.
Благо такие конспирация и недоверие в бизнес-среде отнюдь не во всем мире, есть замечательный международный формат Startup Weekend. Это мероприятие для увлеченных людей, где на протяжении одних выходных люди собираются, чтобы обсудить свои и чужие бизнес-идеи. Не только обсудить, но и протестировать, найти инвестиции.
За последний год проекты, прошедшие через Startup Weekend, привлекли более $30 000 000 стороннего финансирования. В следующей статье я расскажу побольше об этом мероприятии и приоткрою завесу над готовящимся Startup Weekend Almaty.